Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Таяр тауну жокълама,
Къара сууну бокълама. Халын билмей, суугъа кирме. Ашны къыйматы — туз, Сууну къыйматы — буз. Суу болмаса, — тал болмаз. От — учаргъа кюреше, Суу — къачаргъа кюреше. Жер эмгенден арымаз, Суу эннгенден арымаз. Не ходи на оползающую гору, Не мути воду в роднике. Не входи в воду, не зная ее нрава. Суть пищи — соль, Суть воды — лед. Нет воды — нет ивняка. Огонь стремится улететь, Вода — убежать. Земля не устанет впитывать, Вода не устанет течь. Сохранение чистоты стихий всегда свято соблюдалось народом, о чем говорит и первое речение. Без воды нет жизни, нет растительности, вода питает все живое. Но вода, кормилица жизни, являясь стихией, может и губить. Подчеркнута разная направленность движения огня и воды, враждующих стихий. Огонь стремится вверх, вода убегает вниз, словно стараясь спрятаться под землей. Для неподвижной и ненасытной земли вода -пища, она ею поглощается, сама втекает в нее, жертвует собой. Интересно, что смысл праформы тюркского слова «вода», звучавшего как сукъ, сух, противоположен смыслу русского слова «сухой». Чистых вод (беспримесных и пригодных для питья) насчитывалось семь: къую суу (колодезная), къара суу (ключевая), кезлеу суу (из источника), шаудан суу (родниковая), къар суу (талая), черек суу (речная), жауун суу (дождевая). Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 581
|
|
Всего комментариев: 0 | |