Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Жерни жаланын жылыу ачар.
Жылыугъа жилян да илешир. Жылыу келир жер бла, Сууукъ келир жел бла. Юйню патчахы — тыныр. Мылыгъа жылыу кирсе, Къара жерге жан кирир. Жылыу болса, жол болур. Жылыу жокъда — жашау жокъ. Наготу земли открывает тепло. Тепло приятно и змее. Тепло приходит по земле, Холод — с ветром. Царь дома - очаг. Когда влага напитается теплом, Черная земля оживает. Будет тепло — будет и дорога. Нет тепла — нет жизни. О чем бы ни мыслил человек, он, в конце концов, мыслит о жизни, всегда подразумевает ее. Отметим в этих простых речениях ассоциацию с ней тепла, движения, да и понимание самой жизни, как формы тепла (как и время - душа мира - ассоциируется с огнем). Слово жылыу «тепло», учитывая, что в древности в тюркских языках звука Ы не было, что в результате определенного фонетического процесса оно заменило в некоторых позициях звуки А, О, У, Э, вероятно, происходит от корня жал, как и слово жалын «пламя». Жыл - «год». Жилян, жылан - «змея». В основу карачаево-балкарского метафизического понимания жизни положена, если можно так сказать, идея солнца и радуги, поэтому во всем они усматривали присутствие числа семь. Видов тепла именно столько же: салкъын «прохлада, прохладный», тылпыу «пар, влажное тепло, влажный»; «дыхание», жылы «тепло, теплый», къургъакъ «сухость, сухое тепло», къызыу «жара, жаркий», исси «зной, горячий», кюйдюрген «обжигающая жара». Холод же, согласно такому воззрению, есть просто отсутствие тепла - признак ничто. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 777
|
|
Всего комментариев: 0 | |