Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Жюреги тазаны акъылы тюз.
Таза болгъан тынчды, Тазалай къалгъан кючдю. Кийимни кири жууулса кетер, Жюрекни кири айтылса кетер. Кирсизни — саны таза, Халалны — къаны таза. Тазагъа жаза жетмез. Саны таза кёрдемчи болур, Жаны таза кертичи болур. У чистого сердцем ум прямой. Стать чистым легко, Трудно оставаться чистым. Грязь с одежды смывается стиркой, Грязь с души — словом (исповедью). У чистоплотного чисто тело, У доброго — кровь. Чистого (душой) наказание не коснется. Чистый телом — невосприимчив (к болезни), Чистый душой — верен. Чистоте (разумеется, и в духовном, и в физичеком смысле) Кодекс придает очень большое значение. Еще раз отметим, что одно из слов, означающих чистоту (ариу), значит также «красивый». Второе слово, тазалыкъ - от таз, таза - «нечто очищенное, не имеющее пятен или покрова». И если в русском языке слова «правда, справедливость, правильное» связаны с предпочтением правой стороны, то в карачаево-балкарском - с понятием движения по прямой {тюз). Отсюда отмеченная связь прямодушия и чистоты сердца: ничем не отягощенное, не влекомое в сторону сердце ведет человека по прямому, верному, пути. И мы снова встречаемся с мыслью о необходимости покаяния, раскаяния. Проступок, вина, скрытые, спрятанные, разъедают душу, как язва, поэтому, чтобы излечить ее, необходимо явить эту вину, вытянуть ее, с помощью слова, из души (как вытаскивают занозу). Душевная чистота - следствие чистоты крови, т. е. отсутствия в ней грехов, переданных предками. Она есть условие невосприимчивости к порокам, иммунитет (кёрдем). Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 726
|
|
Всего комментариев: 0 | |