Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Ат къамичиден къоркъады,
Эр намысдан къоркъады. Мюлкюнг, тас болса да, табылыр, Намысынг тас болса — къабылыр. Намысынг бла жаша, Намысынг бла аууш. Намыслыдан — адамлыкъ, Намыссыздан — аманлыкъ. Намыс эрге да керек, Элге да керек. Элде намыс къалмаса, Къайгъысы гуду болур. Нафысны намыс хорлар. Конь боится плети, Мужчина — (потери) чести. Потеряешь имущество — найдется, Потеряешь честь — пропадет (навсегда). Живи с честью, Умри с честью. От достойного (жди) человечности, От недостойного — преступления. Честь нужна и человеку, И народу. Когда народ утрачивает достоинство, Он помышляет лишь о воровстве. Похоть побеждается достоинством. Пороки в народном сознании уподоблялись болезням тела, поэтому порочные люди, следующие своим низменным наклонностям, а не борющиеся с ними, не преодолевающие их, - психически больные, в той или иной степени. Помышлять о зле, творить зло - значит болеть и приближаться к смерти, фактически постепенно становясь живым трупом, и наоборот, творить правду и добро - выздоравливать, обретать в себе подлинную жизнь, наполняться ею. Каждый, как уже было сказано в Кодексе выше, делится с окружающим тем, что имеет, - добром или злом; и то и другое - заразительны. Также говорилось, что высший тип человека, идеал, к которому нужно стремиться, - это благородный человек, воплощение душевной щедрости (в противовес страху, скупости, трусости), в пределе - готовый отдать свою жизнь за то и за тех, от чего и от кого он себя не отделяет, - родину, близких, друга. Но в этой живой (невыдуманной) личности соединено все лучшее, и нельзя выделить что-то одно. В других людях, которых можно назвать духовно здоровыми, Кодекс замечает и отмечает доминантное, преобладающее качество. Слово намыс многозначно, но главные, определяющее его значение (в карачаево-балкарском языке) - «честь, уважительность, достоинство» и диктуемое ими поведение. Намыс - это одновременно и внутреннее, и внешнее качество, точнее, его наличие зависит не только от самой личности, но и признания общества. Поэтому его можно потерять, иногда навсегда, совершив позорный поступок, но можно и хранить намыс до последнего часа. Фактически намыс - это уважение к другим плюс самоуважение. Распространение такого презренного занятия, как воровство, и есть, по мысли авторов Кодекса, признак утраты народом чести, достоинства, самоуважения. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 1069
|
|
Всего комментариев: 0 | |