Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Талауурну оноуу
Элге кирмей этилир. Сормагъаннга сёлешме, Къапхын малны юлешме. Кичи жашха — кичиу ат. Жортууулдан къайтхан Элге ашыгъып кирмез. Жортууулдан къайтхан Хапар айтып кюрешмез. (Тохтап, хапар айтхан айыпды.) Бий сайласа — бир сайлар. Жортууулну хапары — таматаны ауузундан. Атлы айтса — ийнанырла, Атсыз айтса — жубанырла. Добычу делят, Не въезжая в село. Не обращаются — не разговаривай, Угнанный скот не раздаривай. Младшему (шапе) — шелудивую лошадь. Возвращаясь из набега, В аул вскачь не въезжают. Возвратившийся из набега Не говорит о нем. (Считалось неприличным.) Князь выбирает один раз (из добычи). Рассказ о набеге — из уст старшего. Словам всадника (с табуном) поверят, Над словами пешего посмеются. Жигитликге — жырчы шагъат. Подвигу (нужен) свидетель-певец. Охотник, возвращаясь в село с добычей, был обязан оделять соседей и встречных. Но дарить что-либо из добычи, взятой в набеге или походе, не рекомендовалось. Причина неясна. Вступать в село следовало неспешным шагом, при свете дня, после раздела трофеев и угнанного скота возле холма (или кургана), находившегося за околицей, который так и назывался - Талауур Юлешген Тебе «Холм Дележа Добычи». Проявление алчности при дележе считалось одним из самых постыдных дел, особенно для князя, - кроме причитающейся предводителю двойной доли, он мог взять из трофеев лишь одну вещь, причем не самую дорогую. Младшим, тем, кто еще не принес присягу, не прошел посвящение и был обязан, набираясь опыта, только прислуживать старшим, полагалась минимальная доля. Рассказывать о набеге запрещалось - это мог сделать только старший по возрасту из участников. Но окончательная оценка каждому давалась в песне, сложенной певцом, также участником опасного предприятия. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 574
|
|
Всего комментариев: 0 | |