Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Ушкок отунг къургъакъ болсун,
Миннген атынг жоргъа болсун. Кёз кёзге къалауур болса, Жыйын талауур табар. Бир кёзюнг бла жукъла, Бир кёзюнг бла жокъла. Пусть порох у тебя будет сухим, Верховой конь — иноходцем. Если один глаз - страж другого, Отряд найдет добычу. Одним глазом спи, Другим — всматривайся. Къой кютерик — кюн жарыкъда, Жылкъы сюрлюк — аи жарыкъда. Бир кийимни кийген — жарлы, Бир жолну жюрюген — жарты. Белгисиз жолгъа — жети кёзден. Баргъанда, къууанма, Къаитханда, махтанма. Атланнганда — алгъа къарап, Къаитханда — артха къарап. Пасти овец (хорошо) при свете солнца, Угонять табун — при свете луны. Кто надевает одну и ту же одежду — беден, Кто ездит по одной и той же дороге — глуп. На незнакомом пути гляди в семь глаз. Отправляясь (в набег), не ликуй, Вернувшись, не хвастай. Отправляясь (в набег), гляди вперед, Возвращаясь, гляди назад. Выступали в поход или набег обычно вечером, под удары в дауур-бас «литавры», извещая село о выезде. Ехать полагалось молча, видимо, это способствовало концентрации воли на поставленной цели. Возвращаться ни с чем считалось делом постыдным, как и оглядываться, передумывать. При возвращении же следовало быть начеку, чтобы суметь отбиться от погони. Разумеется, на еду много времени не тратили, продуктов брали с собой немного, в основном легкую пищу, то, что могло храниться долго, - куски вяленого мяса (къакъ эт), сушеный сыр (къурут), фляжки (суу-лукъ) с бузой, сухофрукты (къатхан), толокно (къууут), сушеные корни ятрышника (мыкъыриш). Успех зависел от многого, но самым главным его залогом считалось доверие друг к другу, уверенность каждого в своем товарище. Поэтому жестко сказано о необходимости защиты соратника даже ценой жизни (разумеется, не только в набеге, но и в любом сражении). Покинувший товарища в момент смертельной опасности, если и не подвергался казни, то навсегда лишался чести и не имел права посещать Большой Дом. Похваляться подвигами или добычей было предосудительно, и не только потому, что это противоречило воинской этике, но и чтобы не сглазить, чтобы удача в следующий раз не отвернулась. Нельзя было нападать на слабого - воин этим самым уподоблялся разбойнику. Нельзя было нападать и на одинокого всадника - в одиночку разъезжали только прославленные, уверенные в себе витязи-батыры. ↑ Наверх ↑ | Содержание | 16.Жортууул - поход, набег | 18.Жортууулдан къайтыу - возвращение из похода
Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 654
|
|
Всего комментариев: 0 | |