Пятница, 26.04.2024, 14:31

Карачаевцы и балкарцы

Гелеў кёрсенг, джер сорма, келбет кёрсенг, эр сорма.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

17. Насийхат - наставление
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

X.Къазауат - битва
Ушкок отунг къургъакъ болсун,
Миннген атынг жоргъа болсун.
Кёз кёзге къалауур болса,
Жыйын талауур табар.
Бир кёзюнг бла жукъла,
Бир кёзюнг бла жокъла.

Пусть порох у тебя будет сухим,
Верховой конь — иноходцем.
Если один глаз - страж другого,
Отряд найдет добычу.
Одним глазом спи,
Другим — всматривайся.

Къой кютерик — кюн жарыкъда,
Жылкъы сюрлюк — аи жарыкъда.
Бир кийимни кийген — жарлы,
Бир жолну жюрюген — жарты.
Белгисиз жолгъа — жети кёзден.
Баргъанда, къууанма,
Къаитханда, махтанма.
Атланнганда — алгъа къарап,
Къаитханда — артха къарап.

Пасти овец (хорошо) при свете солнца,
Угонять табун — при свете луны.
Кто надевает одну и ту же одежду — беден,
Кто ездит по одной и той же дороге — глуп.
На незнакомом пути гляди в семь глаз.
Отправляясь (в набег), не ликуй,
Вернувшись, не хвастай.
Отправляясь (в набег), гляди вперед,
Возвращаясь, гляди назад.

Выступали в поход или набег обычно вечером, под удары в дауур-бас «литавры», извещая село о выезде. Ехать полагалось молча, видимо, это способствовало концентрации воли на поставленной цели. Возвращаться ни с чем считалось делом постыдным, как и оглядываться, передумывать. При возвращении же следовало быть начеку, чтобы суметь отбиться от погони. Разумеется, на еду много времени не тратили, продуктов брали с собой немного, в основном легкую пищу, то, что могло храниться долго, - куски вяленого мяса (къакъ эт), сушеный сыр (къурут), фляжки (суу-лукъ) с бузой, сухофрукты (къатхан), толокно (къууут), сушеные корни ятрышника (мыкъыриш). Успех зависел от многого, но самым главным его залогом считалось доверие друг к другу, уверенность каждого в своем товарище. Поэтому жестко сказано о необходимости защиты соратника даже ценой жизни (разумеется, не только в набеге, но и в любом сражении). Покинувший товарища в момент смертельной опасности, если и не подвергался казни, то навсегда лишался чести и не имел права посещать Большой Дом.

Похваляться подвигами или добычей было предосудительно, и не только потому, что это противоречило воинской этике, но и чтобы не сглазить, чтобы удача в следующий раз не отвернулась. Нельзя было нападать на слабого - воин этим самым уподоблялся разбойнику. Нельзя было нападать и на одинокого всадника - в одиночку разъезжали только прославленные, уверенные в себе витязи-батыры.

Просмотров: 598 | Теги: 17. Насийхат - наставление

Всего комментариев: 0
avatar