Пятница, 29.03.2024, 14:18

Карачаевцы и балкарцы

Аман эшек хуна ояр, аман киши къатын къояр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

18. Жортууулдан къайтыу - возвращение из похода
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

X.Къазауат - битва
Талауурну оноуу
Элге кирмей этилир.
Сормагъаннга сёлешме,
Къапхын малны юлешме.
Кичи жашха — кичиу ат.
Жортууулдан къайтхан
Элге ашыгъып кирмез.
Жортууулдан къайтхан
Хапар айтып кюрешмез.
(Тохтап, хапар айтхан айыпды.)
Бий сайласа — бир сайлар.
Жортууулну хапары — таматаны ауузундан.
Атлы айтса — ийнанырла,
Атсыз айтса — жубанырла.

Добычу делят,
Не въезжая в село.
Не обращаются — не разговаривай,
Угнанный скот не раздаривай.
Младшему (шапе) — шелудивую лошадь.
Возвращаясь из набега,
В аул вскачь не въезжают.
Возвратившийся из набега
Не говорит о нем.
(Считалось неприличным.)
Князь выбирает один раз (из добычи).
Рассказ о набеге — из уст старшего.
Словам всадника (с табуном) поверят,
Над словами пешего посмеются.

Жигитликге — жырчы шагъат.

Подвигу (нужен) свидетель-певец.

Охотник, возвращаясь в село с добычей, был обязан оделять соседей и встречных. Но дарить что-либо из добычи, взятой в набеге или походе, не рекомендовалось. Причина неясна. Вступать в село следовало неспешным шагом, при свете дня, после раздела трофеев и угнанного скота возле холма (или кургана), находившегося за околицей, который так и назывался - Талауур Юлешген Тебе «Холм Дележа Добычи». Проявление алчности при дележе считалось одним из самых постыдных дел, особенно для князя, - кроме причитающейся предводителю двойной доли, он мог взять из трофеев лишь одну вещь, причем не самую дорогую. Младшим, тем, кто еще не принес присягу, не прошел посвящение и был обязан, набираясь опыта, только прислуживать старшим, полагалась минимальная доля. Рассказывать о набеге запрещалось - это мог сделать только старший по возрасту из участников. Но окончательная оценка каждому давалась в песне, сложенной певцом, также участником опасного предприятия.


Всего комментариев: 0
avatar