Суббота, 21.12.2024, 17:35

Карачаевцы и балкарцы

Элинг бла къыйналгъан байрамды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

10. Человек
Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

Тенгрианство и тюрки

Древние мыслители, сторонники тенгрианства, были привержены магии числа семь - по причине того, что приняли аналогию преломления света солнца в парах воды (семицветная радуга) преломлению света единого Духа Бога в крови человека (жанны жети кючю - «семь сил души»). Сама радуга считалась границей между двумя мирами, как и душа человека есть граница между его духом и его плотью. К тому же радуга есть явление световое, как и душа, жизнь (жан) есть свечение и излучение духа. (Если это воззрение наших предков перевести на современный язык, получается, что жизнь есть вольтова дуга, возникающая при соприкосновении живой энергии духа с инертным веществом, материей). Но эта же душа есть помеха, поскольку духу трудно обрести свое единство, утраченное при проникновении в материю.

Как же называется дух в карачаево-балкарском? Существует восемь терминов для обозначения внутренней сущности человека: ал, тин (тюн), къут, бус (мус), кёл, жан, сюлдер, ах. Все являются синонимами и употребляются в двух значениях - «душа», «дух». Мы уже говорили, что в карачаево-балкарском слово чарх имеет два значения - «колесо»; «организм»; как и агъач «неплодовое дерево»; «лес», «древесина» означает также «фигура, тело». Семь сущностей, перечисленных ниже, в точности соответствуют системе из семи энергетических центров в учении йогов (йога Кундалини), называемых чакра «колесо» или падма «лотос». Согласно этому учению, чакры располагаются в человеческом теле по вертикали, от промежности до головного мозга. То же самое подразумевали и наши предки. Тюркское чакъ - «цвести».

Ниже мы даем, не вдаваясь в подробности, локализацию всех этих центров (выясненную совместно с М. X. Табаксоевым).

1. Къут - промежность, самая нижняя часть тела. От этого же слова образованы названия половых органов. У йогов отождествляется с промежностным сплетением и обозначается знаком земли; его символ - квадрат. Именуется также «четырехлепестный чакрам» (лотос).

2. Кёл - букв, «озеро», брюшная полость (желудок) и мочеполовая система. Поэтому и говорится кёлюм бокъланады «меня мутит», букв, «мое озеро стало мутным». Причем слово «мутить» образуется от слова, означающего «испражнения». У йогов - «шестилепестный чакрам», обоз начается знаком воды и символизируется морским чудовищем «макара».

3. Тин - возможно, это слово есть видоизменение слова тюн «явь, свет». В таком случае эту часть души располагали на уровне солнечного сплетения (возможно, и русское именование этого мощного нервного сплетения неслучайно). У йогов - «десятилепестный чакрам». Символ - овн (ср. тюркские къой «овца», и кёй - один из вариантов слова кюн - «солнце»; кюй - «гореть»),

4. Жан - в грудной клетке, на уровне сердца и легких. Отметим взаимозаменяемость и синонимичность слов жан «душа, гореть» и жюрек «сердце». О сердце говорится, что оно «горит» - жюрегим отча жанады «мое сердце горит, как огонь». Кроме того, существует выражение жаным тамагъыма тыгъылып турады «моя душа заткнула мне горло», - когда человек хочет сказать, что он сильно занят, не справляется со множеством забот и хлопот. Следовательно, жан находится ниже горла, но поднялось, не на месте. Йоги именуют его «двенадцатилепестный чакрам».

5. Ах - означает также «вздох», поэтому, вероятно, локализовалось где-то у основания гортани (щитовидная железа? Ахтын - «вздыхать»; ахы кетип - «лишившись аха»у - о состоянии сильного испуга). У йогов соответствует эфиру (акаша) и сплетению сонных артерий. Аналогом эфира в карачаево-балкарском будет космическая среда, бескрайний океан (Долай), в котором плывет Вселенная, представляющая собой подобие трехслойного яйца (Земля в магнитном поле?).

6. Ал - (букв, «перед»), располагали его, вероятно, чуть выше переносицы. Заметим, что слово мангылай «лоб» означает также «перед, передний». Считалось, что характер и судьба человека записаны у него на лбу. «Двулепестный чакрам».

7. Бус (мус) - скорее всего, локализовался в мозгу (может быть, это обозначение шишковидной железы). У йогов соответствует головному мозгу и называется «тысячелепестный чакрам». Согласно их учению, это есть местопребывание Атмана (духа, бога; поэтому буддийская формула обращения к Будде Ом мани падма хум! означает «О сидящий на цветке лотоса!»).

Йоги считают, что в самом нижнем чакраме находится творческая сила человека. Ее изображают в виде змеи, называя «Кундалини» («свернувшаяся кольцом»; тюркское кун жилан, кун дилан - «солнечная змея»). Цель йога - с помощью упражнений и медитаций заставить эту энергию подняться к самой вершине - тысячелепестковому чакраму, соединиться с Атманом.

Подобный взгляд и вызвал, на наш взгляд, появление мифа, отразившегося в Библии, о древе познания добра и зла и древе жизни, находившихся в раю, и змее-искусителе (кундалини). Поскольку в тюркских языках жан означает «душа, жизнь», то внутреннее (душевное) устройство человека должно было рассматриваться как вертикаль, аналогично телу-древу агъач: древо души (жан агъач) - древо жизни (жан агъач). Добавим и другое соответствие. По Библии, Адам и Ева, вкусив плода древа познания, сразу же поняли, что они наги, и «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Смоковные листья - не самый подходящий материал даже для набедренных повязок. Все дело в том, что в карачаево-балкарском смоковница - инжир, что очень сходно с инжил «страдание, мучение»; кстати, у тюрков так же называется и Евангелие: Инжил китпабы - «Книга страдания»; ошибочно считается, что это арабское искажение греческого «евангелос»), Чапракъ - «лист», опракъ - «наряд, одеяние». Бил - «знать», бел - «поясница». Все это и привело древних евреев, при заимствовании и переводе тюркского текста, к созданию библейского мифа. Но речь шла не о том, что Адам и Ева сшили себе повязки из листьев инжира, а о том, что вкусив плодов познания, выйдя из блаженного животного неведения, они обрекались на страдания, о чем и говорит Адаму библейский Бог:

«...со скорбию будешь питаться от нея (земли) во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие, 3:18, 19).

Пытаясь отделить термин «дух» (высшая сущность человека) от терминов, означающих семь энергетических центров (души), стоит заметить, что в речи употребляются выражения, согласно которым у человека в состоянии аффекта, скажем, сильного испуга, может отключиться тот или иной энергетический центр, или он может лишиться его, или он может не иметь его, или говорится, что можно отнять эту энергию (вытряхнуть душу), или она может вернуться. Но это относится не ко всем восьми центрам:

1. Жаным чыкъды «душа вон», жанынгы алырма «душу возьму» и т. д.

2. Къупгсуз адам «невзрачный, «неимеющий къупг» человек»), бепги-къутпу кепгип «лишившись лица и къупг» и т. д.

3. Кёлсюз адам «безвольный, не имеющий кёл», кёлюне пгийдим «задел его кёл» - «задел за живое» и т. д.

4. Ахы кепгди «ах его покинул» - «он испугался», ахынгы алырма «возьму твой ах» - угроза.

5. Тин кирди (къонду) - «тин вошел»; «ожить, оживиться».

6. Ал - этот слог содержится в корнях огромного количества слов, слишком разнообразных по своей семантике, чтобы считать их родственными. Сказать что-либо определенное по этому поводу нельзя.

7. Бус - термин сопрягается с другими словами: эси-бусу «в памяти-бусеъ, юсю-бусу «внешнее и внутреннее»; или ср. бюсюре «нравиться, одобрять». В русских сказках, почуяв запах спрятавшегося от него человека, людоед говорит: «Русским духом пахнет!» В карачаево-балкарских эпосе и сказках - то же самое: Ас бус (мус) ийис! - Запах асской души! (Асы - второе название алан, карачаево-балкарцев.) Определяя термин «дух» в его точном значении (высшая сущность человека, то, чем его наделил сам Всевышний), заметим, что дух пахнуть не может, поэтому и слово бус должно означать «душа» (точнее, одну линию в семицветном спектре отражения духа).

Но, кроме выражения сюлдери тюшюп «пасть духом», мы не знаем ни одного подобного примера с термином сюлдер (у него могли быть варианты - сюрдел, сурдел и т. п.). Этимология неясна. Возможно, он родственен слову сюелдир - «то, что позволяет стоять». Сюй - «любить».

Предки карачаево-балкарцев остались верны аналогии, увиденной ими на небе: солнце - дух, земля - плоть, семицветная радуга между ними, отражение духа - многосложная душа. Т. е. дух пребывает в человеке изначально, но не проявляет себя из-за помех, чинимых душой и плотью. Иначе говоря, дух человека есть его невидимая и всемогущая идея, его душа - это миф (первичная, многосмысленная, многовариантная оболочка, плоть - воплощение, явленность одного из вариантов идеи (образца, как сейчас говорят - парадигмы).

Все это должны были знать и понимать древние мыслители, элита. Народная масса, вероятно, в тонкости не вникала, поэтому все семь терминов стали использоваться в значениях «дух, душа, жизнь». Но важнейшее слово сюлдер так и осталось особняком, тайной (сыр, от более древнего сур). Оно сохранилось и в монгольском (языке народа, произошедшего из смешения местных азиатских племен и пришлых с запада тюрков-европеоидов; по моим наблюдениям, у монголов до сих пор довольно отчетливы черты двух разных антропологических типов), в качестве обозначения одной из трех душ человека, с которой связаны его жизненная и духовная силы; в этих двух значениях слово сулде и употребляется. В отличие от двух других душ, сулде бессмертен, может покидать человека во время сна или болезни, а после смерти возвращается на небо (что подтверждает наше мнение о том, что сюлдер и является именованием духа в карачаево-балкарском). Материальным воплощением сулде правителя у монголов являлось его знамя.

Несколько терминов из карачаево-балкарской метафизики. Человек, как и мир, имеет свой полюс. Поэтому родничок (мягкое место на голове ребенка), и полюс мира именуются одним словом - тулу. Вдова - тул къатын. Народ представлял себе земную ось в виде дерева, растущего на полюсе - тулу баласы, что полностью идентично тул баласы - «дитя вдовы».

Вся система энергетических центров человека и его тело представлялись в виде двух растений или деревьев - внутреннего и внешнего. Внутреннее именовалось СИБИЛ ОТ «волшебное растение, священное растение», III AM БАЛ АС «священное дерево»; «северное дерево»), ЖАН БАЛАСЫ «дерево души, жизни». Но душа же именовалась и САН БАЛА-СЫ «дитя тела», поскольку считалась его порождением. Телесное древо -КЪАБ БАЛ АС «дерево оболочки». Из-за ошибок в произношении неизбежно возникали искажения смысла, например, IIIAM БАЛ АД будет означать «священный город». Или, если понять слово КЪАБ в другом значении «тыква», выражение КЪАБ БАЛАС будет означать «тыквенное дерево». (Или «дерево масок»; устное замечание Р. Р. Тилова). Шибиля — «молния», «электричество».

Столь популярные ныне знаки Зодиака, похоже, также берут начало в тюркской метафизике, в них угадывается пастушеский быт. Войлочный шатер стоит на центральном шесте или столбе (ось), который увенчивается колесом; он служил дымоходом, а также часами. У колеса обычно 12 спиц, делящих центр неба - для смотрящего снизу - на 12 секторов (созвездий). Но слово кёгей как раз и имеет два значения: «спица колеса»; «созвездие». Оно полностью созвучно кёк-эн - «небесный знак»; кёкен -«тёрн, терновый куст»; гёген - «металлический сосуд», кёк ён -«небесный глас»; кюйген - «горящий, пылающий».

Тело человека {сан) мыслилось состоящим из семи частей. Собственно частями (санла) именуются и конечности - руки и ноги, рабочие «инструменты», и формы тела (санла). Далее аурат «мочеполовая система», къа-рын «живот», кёкюрек «груднаяклетка, грудь», боюн «шея», баш «голова»... Это разделение соответствует проводимой древними аналогии социальному разделению общества (см. об этом ниже): например, живот - перерабатывающая, кормящая, питающая весь организм часть (производители, собственники, буржуа), грудь - вместилище сердца, управление (воины; поэтому гордый, смелый человек именуется кёкюрекли - «имеющий грудь»). В совокупности также получается семь.

Считается, что у человека 5 органов чувств - каналов, через которые он получает информацию об окружающем мире: осязание (поверхность тела и его органов), вкус (язык), обоняние (нос), слух (уши) и зрение (глаза). Однако наши предки, пронизавшие всю свою систему воззрений на мир магией числа 7, никак не могли изменить себе и в этом случае, полагая, что этих органов семь: 5 уже названных, плюс органы определения плотности, твердости (къатылыкъ), коими являются конечности -руки и ноги (санла, къол-аякъ), и веса и равновесия - плечи и позвоночник (инбашла, аркъа). Неслучайно и старинные весы (базман) делались наподобие человеческого костяка: стояк (позвоночник) и поперечина (плечи) с подвешенными чашами (ладонями). Потому же у человека, подавленного горем (тяжелой ношей) или побежденного недугом, повисают плечи и горбится спина. Созвучие: ауур «тяжесть, тяжелый» и ауруу «болезнь». «Взвешивать» - чек, но это же слово означает «испытать, претерпеть, перенести (тяготы, горе, мучение и т. п.)».

Речь шла о каналах, через которые поступает информация из мира пространственно-материального. Теперь нужно дать представления древних о внутреннем устройстве психики. Согласно науке, мыслящей частью тела является только мозг. Согласно карачаево-балкарской метафизике, таковым является все тело:

1. ИЧ (нутро, живот) - средоточие инстинктов. Считалось, что человек чувствует опасность, беду, подвох и пр. на расстоянии, и раньше того, чем что-то случилось. «Живот болит» означает беспокойство за кого-то (и наоборот - если «не болит»). Можно было бы привести десяток устойчивых выражений типа ичим биле эди «нутро мое знало», ичими бир сууукъ алып тура эди «все нутро мое было охвачено холодом» и пр. Прочитанный обратно, термин дает чип «сырое, неспелое, незрелое». Подсказка инстинкта всегда нуждается в «доваривании», размышлении.

2. КЪАН (кровь) - вещество, несущее наследственную (ызгъыл) информацию, знание и умение, память: къаны биледи «его кровь знает», къапы бла келген затды «это то, что к нему пришло с кровью», къаны айтдырады «это его кровь велит ему говорить такое» и пр. Термин происходит от древнего къам, кам, къан «жидкость, вода, река». Прочитанный обратно, он дает макъ - «голос, звук, блеяние» и пр. (откуда и макъам - «мелодия, музыкальный мотив», махараз - «речитатив»).

3. БАШ (голова) - орган рассудка, мышления, понимания (сагъыш, ойлау, анг). Разумеется, имеется в виду мозг (мыйы). Уподоблялся некоему вместилищу, в котором варится, зреет ум - аны акъылы алыкъа бишмегенди «его ум еще не «сварился», «не созрел»; в которое может не вместиться некое знание или нечто непостижимое - ол мени башыма сыйынмайды «это в моей голове не умещается» и т. п. Термин баш, прочитанный обратно - шаб, саб «рукоять - тела-меча». Мыйы «мозг» родственно мая «сычуг, закваска» и май «масло», откуда, вероятно, и магъа, корень слова магъана «смысл, суть» и магъадан «руда», т. е. то, что добывается из речи, соков тела, горной породы, и багъа - «цена», багъалы - «ценный, дорогой». Вполне возможно, что отсюда же бакъ, бах - «смотреть, надзирать, присматривать, лечить» (глаз – часть мозга).

(Когда француза что-то беспокоит, тревожит, но никаких причин для такого состояния нет, он обычно говорит: «Что-то у меня печень пошаливает». Карачаево-балкарец в таких случаях говорит другое: «Что-то голова болит».)

4. ЖЮРЕК, ЗЮРЕК (сердце) - орган интуиции (сезим). Жюр - «ходить», поэтому букв, значение термина - «ходик». Считалось, что сердце заранее узнает о том, что произойдет, предсказывает, подсказы вает верное решение и т. д. Слово часто употребляется в качестве синонима слова «душа». Орган мужества; когда говорят жюрек адам «человек сердца», имеют в виду человека смелого, горячего. Обратное чтение придает дополнительный смысл имени вождя богатырей-нартов - Ёрюз-мек; кёбзюрю (кёпжюрю) на черекском диалекте означает «многоходя-щий, многостранствующий». Действительно, именно он всю жизнь проводит жизнь в разъездах, походах и набегах, редко бывая дома. В инстинкте больше чувства, в интуиции - мысли. Вполне возможно, что и тем органом, в котором вспыхивает откровение (баям, баян), считалось сердце, раскрытое навстречу внушению Бога (от бай - «бог»). Поэтому, видимо, и говорят о какой-нибудь глубокой и благой мысли, деле, намерении: Аны Аллах кеси салгъанды жюрегине - «Это сам Аллах вложил ему в сердце».

5. КЁКЮРЕК (грудная клетка) - то, что заполняется при «дуновении вдохновения» (Марина Цветаева). Считается, что когда приходит вдохновение (илхам), грудная клетка заполняется, поэтому говорят и по-другому - «жюрегим кёкге жетди «мое сердце поднялось до неба», как и для выражения счастья, блаженства. Слово илхам, элхам, возможно, арабизм. Если же оно исконно тюркское, то, учитывая карачаево-балкарские слова эл «бог, божество»; «рука, ладонь» и хам «воздух, легкость, пустота», имеем интересное значение - «божий ветер, божий воздух».

6. ЁБКЕЛЕ (легкие) - считалось, что в них зарождались и накапливались обиды, отсюда ёбкеле «обижаться»; ср. русское «дуться».

7. ЁТ, ЁТ ОРУН (желчь и желчный пузырь) - носитель и орган смелости; ётплю «имеющий желчь»; «смелый».

8. БАУУР (печень) - орган скорби и горестных переживаний, поэтому о скорбящем говорят бауурланыб жашады - «лежит на печени», как бы не давая боли осилить себя, ничком. Древнее звучание термина - багур, сходное с багъыр, багъур - «медь, медный» (ср. их цвет).

9. ТАЛАКЪ (селезенка) - орган выносливости; сильно уставший человек говорит: Талагъым тпурду - «Селезенка поднялась».

10. КЁТЕН (прямая кишка) - орган спеси (слово означает и ее), самомнения.

11. БОЮН (шея) - выражала достоинство, независимость - «не гнущий шею» - бойнун бюкмеген; «быть смиренным, виниться, под чиняться» - бойнум къылдан иничкеди (букв, «моя шея тоньше волоса»), и т. д.

12. БЕТ (лицо) - это же сово означает «совесть, честь, достоинство», следовательно, как мыслилось, эти же качества и выражало.

13. ТАБАН (пята, пятка) - самый низ тела, поэтому выражает полное презрение к кому-либо (как и спина) или враждебность: табан кётюрдю «поднять пяту», табаныма да жетмейди «не стоит моей пятки» и т. д.

14. ТОБУКЪЛА (колени) - в них, в месте излома тела, рождается страх, трусость. Тобукълары къалтырадыла «у него колени задрожали» означает «он сильно перепугался». Человек, который сдавался в плен, становился на колени (как у европейцев принято было поднимать руки).

В русской речи «умыть руки» означает нежелание быть причастным к какому-то делу. В карачаево-балкарской оно же имеет смысл «потерять надежду на что-либо, на кого-либо». Причина, возможно, в обычае мыть руки после похорон, побывав на кладбище (т.е. выражение означает: «считаю его мертвым, несуществующим»).

Впервые услышав миф о дарах Всевышнего сотворенному им человеку, я стал при каждом удобном случае расспрашивать о них у старожилов. Знающих об этом мифе оказалось не так уж много, причем все они называли разные качества и разное число даров - кто три, кто четыре, кто пять. Когда я суммировал слышанное, их оказалось семь:

1. ХУНЕР - талант (народная этимология - кун нюр - «солнечное сияние»; воплощением гения в эпосе является солнечный кузнец Дебет).

2. АКЪЫЛ; ЭС - ум, разум; память, воображение. Народно-этимологически слово могло связываться с акъ - «белый, белизна», с названием пятой чакры - ах, оно же - табуированное название молока; от него же происходит слово аи «луна». Поэтому воплощением ума стала в нартском эпосе лунная богиня Сатанай-бийче («ясная луна»); во всех версиях нартского эпоса на Кавказе подчеркиваются ее ум и белизна ее тела.

3. КИШИЛИК - мужество, воля. Воплощением воли в нартском эпосе является вождь и религиозный реформатор Ёрюзмек.

4. ИЙМАН - вера; знак благоволения и высший дар Бога, без которого все другие дары не имеют ни опоры, ни смысла, непрочны.

5. БЕТ - совесть, честь, уважение и самоуважение.

6. МУРАТ - цель, мечта; категория нравственная, слово имеет только положительный оттенок - подразумевается благая, высокая цель, в отличие от «умут», означающего желание, надежду добиться чего-то, получить, заиметь что-то.

7. MAP ДА - мера; ее нарушение всегда приводит к ущербу, извращению поставленной цели. Это очень важная категория, поскольку считается, что меры нет только в двух случаях - творении добра и творении зла, т. е. когда человек стоит или выше норм и законов, или ниже. Чувство меры входит в число даров Бога, видимо, еще и потому, что и ему научиться нельзя.

ЧОМАРТЛЫКЪ (щедрость - во всех смыслах) - важнейшее качество, благодаря которому становится явным присутствие всех даров, соединение их всех; благодаря чему человек может уподобиться символу и образу духа - Солнцу, преодолеть разделение на внутреннее и внешнее, когда человек открыт миру полностью и в нем нет никакой тьмы и холода, ничего скрытного. Ею же определяется способность ко всякому творчеству - чем творец щедрее, тем ярче его произведения. Здесь же подразумевается, что это человек, обладающий тем, что в христианстве называется весельем духа, неунывающий, всегда доброжелательный, готовый поддержать и подбодрить других, всегда сохраняющий присутствие духа и веру в Бога, в жизнь. Душевная щедрость подразумевает и великодушие, способность всегда оставаться на высоте, не опускаться до мелочности, уметь прощать, быть терпимым, милосердным. Речь, конечно, об идеальном человеке, каким он явился впервые согласно воле Всевышнего Аллаха. (Любое творчество требует жертв.)

Бесплодные люди (не имеющие детей) в народе считаются скупцами. (Разумеется, это не всегда так, но такого взгляда требовала логика.) Как уже было сказано, древние поэты дали в нартском эпос воплощения трех первых качеств. Мастер Дебет - воплощение таланта, Сатанай-бийче - разума, вождь нартов Ёрюзмек - воли, мужества. Все трое - культурные герои, возвышающиеся над всеми другими нартами. Нарт Алауган - воплощение мужской красоты и силы.

Величие наших предков еще и в том, что они представили в эпосе полнокровный образ, воплощение благородства - нарта Карашауая, сына Алаугана и внука Дебета, обладающего семью достоинствами -жети сырлы {сыр - «тайна, честь, достоинство»; дары Творца есть еще и тайна). Имеющий семь даров называется асыл адам - «благородный человек».

Просмотров: 1103 | Теги: 10. Человек

Всего комментариев: 0
avatar