Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Имеется коротенький миф, с явно библейскими наслоениями, о том, как птица-лебедь нырнула в воду и достала с его дна, вместе с землей, и раковину (чокъуракъ), из которой вышел Адам, а позже Бог сотворил и Еву (Хауа). У них родились 50 детей, которые дали начало человеческому роду (элли - «пятьдесят», эл - «народ, страна, селение»). Это, вероятно, отголосок эпохи тотемизма в соединении с поздними библейско-кораническими именами. Постепенно мифология подошла к тому рубежу, когда должно было явиться представление о порождении мира и жизни в результате брака двух богов. Но сохранился только миф о рождении первого человека:
Давным-давно, когда жили в пещерах,
Когда корыто было каменным, а сито деревянным, Бог неба женился на богине земли, Прогремел гром, и земля зачала. Девять лет и девять дней она была беременной, Потом земля разверзлась, и родился Дебет. Отметим, что вступили в брак бог неба и богиня земли, но родила Дебета сама земля, т. е. явление и сущность еще не мыслятся в отрыве друг от друга. Сохранилось и представление о появлении растительности в выражении: Кёк кюкюресе, жер бууаз болады - «Когда гремит гром, земля беременеет». Гроза - акт соития неба и земли, таков выраженный здесь взгляд. В человеке, победившем власть плоти, поначалу громко говорит только душа, диктуя многообразие стремлений и побуждений; отраженное свечение радуги (души) в нем ярче сияния внутреннего солнца (духа, света). В постижении себя в качестве живой души человеку способствовало многое: искры, вылетающие из камней при ударе, способность к движениям, к речи, в отличие от неподвижных и немых предметов, встреча в сновидениях с умершими людьми (что породило мысль о некоем внутреннем, неумирающем человеке) и т.д. Дальнейшее привело его к мысли о присутствии в нем еще более высокого, субстанции - духа. Во всяком случае, ныне даже самая скептичная наука приходит к выводу, что уже в первобытные времена люди обладали высокими знаниями, например, по астрономии, о чем говорят насечки на бивнях, писаницы, мегалитические постройки и пр. Мы же говорим о периоде довольно высокой культуры, когда вселенная стала рассматриваться аналогично внутреннему строению «большого человека» и должны были зародиться иные воззрения. Взаимодействие духа, души и тела (если можно так сказать, материализованных в космическом масштабе) у людей было перед глазами и под ногами. Солнце - символ Духа, Земля - Живой Материи, но что такое Луна? Луна должна была представляться живой - она живет, умирает и через три дня воскресает. Солнце дарует Земле свет и тепло, благодаря чему на ней обитают живые существа, Земля дает им плоть и материал для творчества. Луна должна была найти свое место в триаде: она - среднее между Солнцем и Землей, их дитя. Возникает представление о духе-солнце и душе-луне, внутри человека. Вокруг луны, в морозную погоду, образуется радужный круг-гало (аи гюрен) - образ души, ее многоцветия. Был и другой, более ранний образ - радуга, отражение солнца в атмосфере. Некоторые из главных героев карачаево-балкарского эпоса о нартах -не только мощные художественно-психологические типы, но и воплощения светил, и человеческих качеств. Это стоило целого исследования, которое здесь привести невозможно, поэтому ограничимся малым. Золотой Дебет (солнце), первочеловек, мастер, художник, гений, без устали трудящийся в своей кузне, не вмешиваясь в склоки и свары, отец 19 сыновей-богатырей - воплощение духа; он же всегда именуется «отцом нарт-ского народа». Но «матерью нартов» эпос почему-то называет Сатанай («ясная луна»), жену вождя нартов Ёрюзмека. Почему так? Эпос в своем многовековом развитии претерпел ряд изменений. Некогда на первом плане в обществе был мастер-кузнец, самая видная и загадочная фигура, почитавшаяся за волшебника, колдуна. Когда эпос начал складываться, и притом именно вокруг образа мудрого кузнеца (на основе эпоса о деяниях тотемов-предков, имевших образы животных), Сатанай представлялась женой Дебета и такой же мудрой и вещей (отголоски чего сохранились в эпосе). Отсюда же - число сыновей Дебета-солнца и Сатанай-луны - 19 (в других национальных версиях Нартиады эта деталь отсутствует). Поскольку отцом нартского народа именуется Золотой Дебет, с чертами солярного божества, а матерью - лунная богиня Сатанай, число первых 19 нартов есть отражение солнечно-лунного цикла, который у эллинов был открыт Метоном и ныне называется по его имени. Многие древние народы пытались совместить число дней солнечного года (365, 25) с полным числом лунных месяцев. В конце концов было выяснено, что в 235 лунных месяцев содержится столько же дней, сколько в 19 солнечных годах (6940 суток). Предки карачаево-балкарцев нашли отличную возможность увековечить свое открытие как нельзя более оригинальным способом: сделать 19 числом сыновей Дебета-солнца и Сатанай-луны (сатан аи - ясная луна). Но в эпосе они, конечно, живут на земле. Причина, по которой первопредком карачаево-балкарцев признается кузнец, кроме всего прочего, кроется в появлении древней археологической культуры Кавказа - кобанской, созданной пратюрками, и известной как высокой техникой исполнения изделий, так и их художественным совершенством. Появление железной металлургии в Восточной Европе однозначно связывается со скифами. Добавим, что магия цифр в карачаево-балкарской традиционной культуре совершенно неисследована. Такая работа, представляя большой интерес, привела бы к интересным и неожиданным результатам. Например, во время сенокоса, копну (лыппыр) почему-то положено было складывать из 23 навильников (батан). Это странно, поскольку ничем не мотивировано. Из семи копен складывали стог (гебен). Единственное объяснение, которое приходит в голову, следующее. Цифра 23 очень близка к числу лет в цикле солнечной активности - 22,08 года. Семь раз по 23 дает нам цифру 161. Но квадрат этого числа - 25 921, т.е. число лет, составляющих так называемый Великий год, известный многим народам древности: за это время точка весеннего равноденствия, ежегодно смещаясь вперед, обходит весь годичный круг. В обратном чтении цифра дает почти свою половину - 12 952, не хватает только 8,5 лет. Вероятно, и имя у лунной богини и главной героини эпоса было прежде иное, более короткое. Есть персонаж эпоса, который абсолютно схож с Сатанай, ее зовут Акъ-бийче. Возможно, она и есть настоящая Сатанай, поскольку в древности название луны звучало акъ «белая», откуда более позднее аи, т. е. образ раздвоился. Позже на первый план в обществе выдвинулся воин, лидер, вождь, а таковым в нартском эпосе является Ёрюзмек. И Сатанай начинает мыслиться его, а не Дебета, мирного кузнеца, женой. Но следы прежнего супружества остались, поэтому некоторые сказители именуют ее матерью Алаугана (сына Дебета). Она почему-то старается женить его - вроде бы совершенно чужого человека, она же почему-то воспитывает Карашауая, внука Дебета, принадлежа при этом к враждебному роду Усхуртуковых (в качестве жены Ёрюзмека, главы этого рода). Наша реконструкция такова. Первоначально был миф, героями которого являлись бог Солнца, богиня Земли и их сын Аи («месяц»; от акъ, ах -«белый»; «душа»), звездный пастух. Затем этот миф претерпел снижение и появилось их земное отражение - солнцеподобный кузнец, его жена-ворожея и их сын-пастух по имени Аймуш (все они одинаково принадлежат мифологии и эпосу), позже названный Алауганом. Еще позже произошло полное разделение этих образов, Аймуша и Алаугана, при наложении астральной мифологии на животный (тотемическии) эпос. Сатанай-бийче (под другим именем) была тогда олицетворением не луны, а земли. Народно-мифологическое сознание, прежде чем обнаружить аналогию небесной триады «солнце - луна - земля» внутри себя («дух - душа -плоть»), перенесло ее на землю. И вложенная в эти образы глубокая мудрость древних поэтов по прежнему светится из эпических строк. Ночь - это смерть земли (сон плоти), светит только луна - душа. Когда встает солнце (дух), луна гаснет. Интересно, что на дужке колыбели, над головой младенца, еще лет 20-30 тому назад подвешивались игрушки, изображающие солнце, луну, звезду, фигурки человечка и животных. Ныне это почти забыто, и только на боковинах люльки часто изображают солнце, луну и звезду. Колыбель (бешик) традиционно предпочитали делать из сосны, вероятно, не только по причине ее здорового запаха и легкости древесины. Нарат «сосна» народно-этимологически означает нар am «солнечный конь» - младенец вырастал, созревал как бы во чреве сказочного тотема-скакуна; название созвучно и именованию богатырей - нарт. Бешик «люлька, колыбель» очень близко к бишик «созревать». Сатанай-бийче, посвященная во все бытовые дела, советчица нартов, рачительная хозяйка, верная жена, волшебница, - воплощение земли, плоти, нерассуждающей любви к своим детям, поэтому иногда она творит и зло, например, становясь на сторону своего приемного сына Сосурука, подло убившего, благодаря ее совету, юного богатыря Ачемеза. Она же обучает людей колдовству и магии, и некоторые из ее учениц превращаются в вампиров. И вот какая странность. Нарты во главе с ее мужем Ёрюз-меком, после уничтожения нечисти на земле, возносятся на небеса, но Сатанай-бийче остается. Эпос, высвечивая двойственность образа Сатанай, все же идеализирует и воспевает ее, как мать народа. Почему же ей нельзя было вознестись вместе с другими нартами? Вряд ли все это случайная прихоть древних поэтов. Сатанай обучает людей, сменивших богатырский народ (предков), разным полезным и нужным вещам после ухода нартов в горний мир. Наконец, когда ей стало невмоготу, она взмолилась к Тейри, и ей послышался голос, повелевающий подняться в нартское святилище (чууана). Туда опустилось подобие орлиного гнезда, она села в него и гнездо вознеслось на небо. Народная поэзия говорит о необходимости искупления совершенных грехов - Сатанай-бийче, оставшись на земле, как раз это и делала, заслужив прощение. Она, вещая чародейка, иногда обращается в чернобурую лису (а ее двойник Акъ-бийче - в белую лань, животное лунной масти). В ней видны и черты древней прародительницы-тотема, и влиятельной шаманки, поэтому она вмешивается в общественные дела, пытается повелевать мужем Ёрюзмеком, наводит чары. И в то же время Сатанай-бийче - идеальный женский образ. Ее сын Алауган (Аймуш), которого я прежде ошибочно считал воплощением плоти, как раз и является образом человеческой души, мятущейся между зовом плоти (он женился не то девять, не то двенадцать раз) и голосом духа; образ души, совершающей ошибки и дорого платящей за них. Главное его прегрешение - нарушение завета Тейри и Дебета не смешивать свою кровь с иноплеменной. Но именно его сыну Карашауаю удается прекратить распри в среде нартов, возникшие по вине его сводных братьев, искупить вину своего отца. По народной (ложной) этимологии, эркин «свобода, воля, свободный» складывается из эр кип, эр кюн «герой-солнце»; азат «свободный, вольный» в обратном чтении дает таза «чистый, беспримесный». Всякая смесь и смешение сковывают, создают разную направленность, разрушают цельность, поэтому являются несвободой. Народная метафизика полностью оправдывает такой взгляд (см. ниже). Трудно сказать, в какой период возникло замечательное обобщение -представление о разделении природы на четыре великие стихии - земля, вода, воздух, огонь - одно из важнейших в карачаево-балкарской мифологии и эпосе. Чтобы читатель вернее понял дальнейшее, следует сделать очень важное уточнение. Когда мы говорим, для краткости, о соответствиях природных стихий человеческим качествам (или кастам, см. ниже), не следует понимать это прямо. Вся материя содержит энергию, грубо говоря, «огни». Они проявляются при сгорании твердого или жидкого, или газообразного топлива, когда энергия освобождается, разлагаясь на тепло, пепел и свет. Аналогичные энергии, более тонкие, и энергетические центры есть и в человеке. Мы здесь говорим о четырех низших стихиях, соответствующих четырем кастам (жрецы, воины, собственники и рабочие, см. ниже), на которые делятся люди. Но, кроме них, есть еще три высшие категории, которые соответствуют эфиру и праведности (долай - океан-эфир, стихия святых), свету и воле (святые цари), сиянию и вдохновению (пророки); они соотносятся с тремя чакрами, расположенными в голове. Стихий также семь, и огонь оказывается в самой середине, занимает промежуточное положение - ведь именно в процессе горения происходит освобождение света. Подавляющее большинство людей, не являясь ни святыми, ни царями, ни пророками, живет именно в огненном мире (проходят испытание), как полагали творцы Кодекса - поскольку мир изменчив и склонен к распаду: человек или становится свободным, возносясь к свету, или мертвым холодным пеплом. Где человек, там и огонь, но все остальные живые существа его избегают. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (01.04.2014)
|
Просмотров: 1361
|
|
Всего комментариев: 0 | |