Суббота, 20.04.2024, 08:09

Карачаевцы и балкарцы

Эл умутун эр болдурур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

11. Человеческая плоть
Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

Тенгрианство и тюрки

Вполне логично, что плоть считается состоящей из семи элементов, как и душа, имеет семь ипостасей. Заметим, что число пять (беш, биш -«зреть, гореть») означает качественное изменение в ряду однородных явлений, как, скажем, пятый (большой) палец отличается от остальных, как пятая стихия, эфир, отличается от земли, воды, воздуха и огня, являясь первой из трех высших, свободных.

Слово сан имеет еще и значения «число», «часть», «член тела». Плоть человека, следовательно, рассматривается как нечто членящееся, поскольку есть вещество, материя.

Теперь можно обобщить комплексы представлений об «устройстве» человека:

1. Семь сил души: ах, жан, тин, бус(мус), къут, кёл, ал.

2. Семь даров Бога: ийман «вера», акъыл «разум», кишилик «мужество», бет «совесть», хунер «талант», мурат «цель», марда «мера» - то, что нельзя приобрести и чему нельзя научиться. Обладание одним из высших качеств (в полной мере) предполагает и присутствие всех других (но в разной мере).

3. Семь чувств: тийим «осязание», жыйылау «обоняние», татыу «вкус», кёрюм «взгляд, зрение, воззрение», эшитиу «слух», чек «вес», къатылыкъ «твердость, плотность».

4. Семь чистых жидкостей: къан «кровь», суу «лимфа», ёт «желчь», урлукъ «семя», сохуран «кислота, желудочный сок», жилямукъ «слеза», тюкюрюк «слюна».

Но и нечистых жидкостей, истекающих из тела, тоже семь: кир «испражнения», ирин «гной», сарысуу «сукровица», хыппирик «мокрота», сийдик «моча», бурун суу «сопли», тер «пот». Отсюда выражение Жети харам сууунгу сыгъарма! - «Выжму из тебя семь нечистых вод!» (т.е. «заставлю тебя работать, как следует», «до седьмого пота»). Труд, кроме всего прочего, рассматривался как процесс очищения тела и души.

5. Состав плоти: эт «мясо, мышцы», тангкы, дибилдирик «плева», тери «кожа», сингир «сухожилия», кемирчек «хрящ», сюек «кость», чач, тюк «волосы».

6. Части тела: баш «голова», боюн «шея», къолла «руки», кёкюрек «грудь», къарын «живот», уятлыкъ «внешние половые органы», аякъла «ноги».

7. Семь и нечистых запахов, исходящих от тела человека: пох ийис «запах дерьма», сийдик ийис «запах мочи», къарын жел «ветры», мызыу ийис «запах опрелости», терлеген ийис «запах пота», аууз ийис «запах изо рта», кекирген ийис «отрыжка».

8. Семь «двойных» органов: аурат «гениталии», бюйрекле «почки», ёпкеле «легкие», бурун «нос», къулакъла «уши», кёзле «глаза», мыйы «мозг».

9. Семь «одинарных» органов: сийдик орун «мочевой пузырь», аш орун «желудок», ёторун «желчный пузырь», талакъ «селезенка», бауур «печень», жюрек «сердце».

10. Человек состоит из нескольких пар «рук», напоминая осьминога (скорее «семинога»), ими он ощупывает мир, захватывает его, получает знание: пятки - ими он держится за землю, гениталии – соприкосновение тел (точнее, его низа), руки, губы, нос, уши, глаза.

Но и в других областях знания мы встречаем то же самое: Металлы: алтын «золото», кюмюш «серебро», багъыр «медь», къалай «олово», темир «железо», къоргъашин «свинец», гинасуу «киноварь, ртуть». Металлы, по эпосу - порождение солнца.

М. Будай заметил, что подавляющее большинство названий частей и органов тела начинается со звука Б: баш «голова», бурун «нос», бет «лицо», боюн «шея», быдыр «живот», бел «поясница», бут «бедро», бауур «печень», бюйрек «почка», богъурдакъ «глотка» и т.д. Чем это объясняется, неясно.

Просмотров: 642 | Теги: 11. Человеческая плоть

Всего комментариев: 0
avatar