Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Къонакъбайгъа — салам,
Къонакълагъа — келям. Къонагъынгы юйге ашыр, Ашырмасанг — а ж ашыр. Озгъан адам салам берсе, Тойгъа чакъырмай къойма. - Сыйыгъыз сыйлы болсун! - Сыйыгъызгъа сый келсин! - Аш татлы болсун! (Кеч къалгъан къонакъ айта-ды а л аи.) - Сыйлы къонакъ бол! Ахшы кишини жери хазыр, кел, жууукъ бол, олтур. (Таматаны жууабы.) - Аманла сормай эдиле, Игиле кеслери айтмай эдиле дегенлей. (Сёзню кечикген къонакъгъа, неда тамата къонакъгъа берир аллында тамата айтады.) Хозяину — приветствие, Гостям — речь. Проводи гостя в дом, Не проводишь - заблудится. Если прохожий здоровается, Непременно пригласи его на свадьбу. — Пусть пир ваш будет почтен! — Пусть пиру вашему будет честь! — Пусть еда ваша будет вкусной! (Приветствия запоздавшего гостя.) — Будь почетным гостем! Для доброго мужа место всегда готово, проходи, садись.(Ответ тамады.) — Плохо воспитанные не спрашивали, Хорошо воспитанные сами не говорили. (Слова тамады, перед предоставлением тоста незнакомцу или старшему из гостей.) Входя во двор дома, где начинается свадьба, гость должен громко поздороваться, обращаясь не только к хозяевам, но и ко всем присутствующим, пожать руку отцу жениха, высказать благопожелание. Если пришло вместе несколько человек, это делает старший по возрасту. Хозяин или кто-либо из его родственников отвечает им благодарственной речью и провожает их в дом (или поручает сделать это кому-нибудь из младших родичей), сажает за стол, по старшинству. Там уже должны находиться тамада и прислуживающий за столом молодой человек (шапа), непременно расторопный, оба из числа близких родственников жениха. Шапа может быть и один из его друзей. К моменту прихода гостей столы уже должны быть накрыты. Начинать застолье можно, если число гостей не менее семи. Если случайно проходивший мимо человек, знакомый или незнакомый, приветствует находящихся во дворе, непременно следует (дважды) пригласить его на застолье. Запоздавший или случайный гость, войдя к гостям, должен поздороваться с ними. Приветственных формул очень много, здесь приведены три самые распространенные и традиционный ответ тамады, после которого гостя усаживают за стол, а шапа немедленно приступает к своим обязанностям. Спрашивать о том, кто он такой, любому из сидящих неприлично, гость представляется только после вопроса тамады. С такими же словами тамада (после своего первого, приветственного слова) обращается к старшему из гостей, приехавших из другого селения, если многие из участников застолья незнакомы друг с другом. И тот, произнося тост, представляет их хозяевам застолья, а тамада, в свою очередь, представляет им местных гостей (после тоста гостя). Те же правила действуют, когда дружки жениха едут за невестой в ее дом. Жених в это время находится у одного из своих друзей, а его родичи ожидают прибытия свадебного поезда. После свадьбы, по договоренности, спустя определенное время, жених едет со своими дружками и несколькими родственницами в дом невесты, чтобы быть представленным ее родственникам и односельчанам. ↑ Наверх ↑ | Содержание | 16.Тойгъа барыу - приход на свадьбу | 18.Киеу жёнгерле - дружки (свадебный поезд)
Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 876
|
|
Всего комментариев: 0 | |