Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Иги киеу — нёгерле бла,
Аман киеу — эгерле бла. Жаш киеуге энчи сый: Шинтиги къатапа, Къатында шапа. Киеу нёгерле — жыйырма, Андан кёбю жыйылма. Киеу жёнгер осал болса, Тукъумгъа бедиш келир. Киеу жёнгерге — сайлап, Беллерин къаты байлап. Киеу жёнгер тели болса, Тойда-сыйда тюйюш ачар. Хороший зять (приезжает) с дружками, Плохой зять — со сворой. Молодому зятю — особый почет: На его сиденье — бархат, Рядом — свой шапа. Дружек должно быть двадцать, В большем числе не собираться. Если дружка скверный, На его род ляжет позор. Дружек выбирать с разбором, Туже затянув им пояса. Если дружка — дурак, Он на свадьбе затеет драку. Киеу жёнгерлени кёрсенг, Киеу соруп кюрешме. Увидев дружек, Не спрашивай, каков жених. К сожалению, разрушение традиций не миновало и свадебные обычаи. Строго расписанный ритуал постепенно утрачивал свои ясные черты. Например, в наше время в дом невесты, сопровождая жениха, едет случайное число дружек. Но, согласно традиции, их не должно быть больше двадцати, и с ними несколько женщин (но не более семи). К дружкам предъявлялись очень строгие требования - уметь вести себя за столом, обладать тонким чувством юмора, быть умеренным в еде и питье, быть веселым, но сдержанным и учтивым в поведении, уметь красиво петь и танцевать, произносить благопожелания и пр. Это объяснимо - они представляют не только жениха, но и род его отца, и род его матери. Каковы дружки (друзья и братья юноши), таков и жених. Во дворе дружек встречали благопожеланиями и подносили огромную чашу с бузой, которую дружки должны были выпить, передавая друг другу. (К сожалению, извращена и эта традиция: вместо чистой, легкой бузы иногда подносят дружкам невообразимую, ядовитую смесь из различных алкогольных напитков, расценивая это как шутку.) Жених обычно садился отдельно от дружек, с двумя-тремя друзьями, им прислуживал свой шапа. Дружки старались подначивать родичей невесты, особенно шапу, подшучивали над ним, тот не оставался в долгу. Но, конечно, и здесь следовало соблюдать меру. ↑ Наверх ↑ | Содержание | 17.Той да къонакъ алыу - прием гостей на свадьбе | 19.Сыйда тамата - тамада на пиру
Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 820
|
|
Всего комментариев: 0 | |