Вторник, 16.04.2024, 22:15

Карачаевцы и балкарцы

Къайгъы болмагъан джерде кёз джаш болмайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

13. Демлеш - поединок
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

X.Къазауат - битва
Айтхан да этген кибик,
Керилген да ургъан кибик.
Тиймегеннге тийме,
Тийгенни сау ийме.
Жангылгъан бла сёлеш,
Жаныгъан бла демлеш.
— Сен сен эсенг, мен — менме.
(Демлешеме деген алай айтып билдиреди.)
— Алай эсе, атышмы, тутушму? (Жаууну жууабы.)
— Тутушхан къатынла да этедиле,
Эрле атышыргъа керекдиле.
— Кимни аллы, кимни а рты.
(Андан сора атышып тебире-гендиле.)
Ёречини (душманы бла) огъу тенг.
Демлешгенде — ёречи,
Жоюлгъанда — тёречи.

Сказать — все равно, что сделать,
Замахнуться — все равно, что ударить.
Неоскорбившего тебя — не трогай,
Оскорбившего — не отпускай невредимым.
С тем, кто ошибся, — говори,
С тем, кто угрожает, — бейся.
— Если ты — это ты, то я — это я.
(Означает вызов на поединок.)
— Если так, стрельба или борьба?
(Принятие вызова.)
— Бороться могут и бабы,
А мужчины должны стреляться.
— За кем-то — начало, за кем-то — конец.
(Выбрав место, начинали перестрелку.)
У соперников стрел (пуль) поровну.
В схватке — противник,
После (своей) гибели — судья.

Поединок долгое время был способом разрешения непримиримого конфликта не только между двумя враждующими людьми, но часто и при случайной встрече двух батыров, желавших выяснить, кто сильнее (в этом случае бой не обязательно заканчивался гибелью одного из них). Поводов для вызова на поединок, конечно, возникало множество. Если человек оскорбил или задел нечаянно, по ошибке, но потом извинился, вызывать его, в запале, было нельзя. Выше уже говорилось, что кровная месть (т. е. признание виновным не только самого убийцы, но и его рода) у карачаево-балкарцев, судя по фольклорным данным, была изжита, виновным считался только сам преступник. Но убивать его из-за угла считалось делом позорным, - мститель был обязан вызвать его на поединок, убить в честном бою.

Единоборство подчинялось строгим правилам. Сидя с врагом не разговаривали - только стоя или на коне. Вступление было недолгим, это всего лишь краткий диалог. Интересно, что в фольклоре, на вопрос о форме поединка, бойцы почти всегда отвечают: «Стрельба». Затем противники разъезжались на определенное расстояние и начинали обстреливать друг друга. Если у одного из противников запас стрел (или, позже, пуль) кончался, его соперник был обязан поделиться с ним, и перестрелка начиналась снова. Если же она заканчивалась безрезультатно, брались за мечи или кинжалы. Поединок, разумеется, должен был вестись честно (см. нартские сказания). Кроме того, истинный витязь-батыр не должен был ронять свое достоинство, уродуя тело поверженного или бросая его под открытым небом, - наоборот, он был обязан предать его тело земле, о чем и говорит последнее изречение.

Просмотров: 671 | Теги: 13. Демлеш - поединок

Всего комментариев: 0
avatar