Вторник, 23.04.2024, 15:33

Карачаевцы и балкарцы

Билимсиз иш бармаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

14. Уллу юй (уллу арбаз) - большой дом (большой двор)
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

X.Къазауат - битва
Эр игиси - Уллу Юйде.

Лучшие мужи - в Большом Доме.

Уллу Юйде жаш адамгъа шинтик жокъ.

В Большом Доме для юношей скамеек нет.

Уллу Юйге кирмеген -
Намысы жюрюмеген.
Жортууулну узакъ жолу
Уллу Юйден башланыр.
Уллу Юйде — уллу оноу.
Уллу Юйге — жолгъа хазыр.
(Жортууулгъа барыр ючюн.)
Бий аллында тюйюш жокъ.

В Большой Дом не вхож тот,
Кто не пользуется уважением.
Дорога в дальний набег
Начинается у Большого Дома.
В Большом Доме — большие решения.
В Большой Дом — готовым в путь.
(В набег, в поход.)
Перед лицом князя ссор не бывает.

Очень важным местом, наряду с сельской площадью, был для жителей каждого селения Большой Дом (летом - Большой Двор). Поскольку мужчине, у которого не было какой-либо работы, сидеть дома было неприлично, все незанятые по хозяйству в будние дни собирались там. Обычно это был гостевой дом (къонакъ юй) князя, но нередко и состоятельного узденя (например, в селении Эль-Тюбю собирались в Большом Доме Кулиевых). Название вовсе не имеет в виду величину помещения, подразумевается его статус как общественного места и важность принимаемых там решений. Женщины в Большой Дом не входили, что позволяет видеть в нем реликт древней эпохи существования мужских обществ (братств). Отзвуком плясок этих братств посвященных является и древний экстатический танец «Сандыракъ тепсеу» (другое совр. знач. слова сандыракъ - «бред»), название которого в обратном чтении дает къарындаш - «Пляска братьев».

На почетном месте восседал князь, по сторонам, на длинных скамейках, сидели старики, иногда и зрелые мужчины, юноши всегда слушали стоя. Тему разговора мог предложить любой из присутствующих; но инициатива выступления в набег принадлежала князю. Повздорить с кем-то, перебивать говорящего, а тем более затевать ссору в присутствии князя воспрещалось, нарушение этого правила каралось большим штрафом (тазир).

Но правом входа в Большой Дом обладали не все. Совершившие преступление (пусть уже и наказанные), опозорившиеся, замеченные в чем-либо постыдном, в это общество не допускались. Приходить полагалось будучи готовым по призыву князя немедленно выступать в набег -он был самым осведомленным, знал, куда и когда лучше всего отправиться.

Когда исчез этот интересный и важный институт, сказать трудно, но, поскольку о нем еще помнили некоторые пожилые люди (по рассказам отцов и дедов), скорее всего, в середине XIX века.

Просмотров: 628 | Теги: 14. Уллу юй (уллу арбаз) - большой

Всего комментариев: 0
avatar