Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Эр игиси - Уллу Юйде.
Лучшие мужи - в Большом Доме. Уллу Юйде жаш адамгъа шинтик жокъ. В Большом Доме для юношей скамеек нет. Уллу Юйге кирмеген - Намысы жюрюмеген. Жортууулну узакъ жолу Уллу Юйден башланыр. Уллу Юйде — уллу оноу. Уллу Юйге — жолгъа хазыр. (Жортууулгъа барыр ючюн.) Бий аллында тюйюш жокъ. В Большой Дом не вхож тот, Кто не пользуется уважением. Дорога в дальний набег Начинается у Большого Дома. В Большом Доме — большие решения. В Большой Дом — готовым в путь. (В набег, в поход.) Перед лицом князя ссор не бывает. Очень важным местом, наряду с сельской площадью, был для жителей каждого селения Большой Дом (летом - Большой Двор). Поскольку мужчине, у которого не было какой-либо работы, сидеть дома было неприлично, все незанятые по хозяйству в будние дни собирались там. Обычно это был гостевой дом (къонакъ юй) князя, но нередко и состоятельного узденя (например, в селении Эль-Тюбю собирались в Большом Доме Кулиевых). Название вовсе не имеет в виду величину помещения, подразумевается его статус как общественного места и важность принимаемых там решений. Женщины в Большой Дом не входили, что позволяет видеть в нем реликт древней эпохи существования мужских обществ (братств). Отзвуком плясок этих братств посвященных является и древний экстатический танец «Сандыракъ тепсеу» (другое совр. знач. слова сандыракъ - «бред»), название которого в обратном чтении дает къарындаш - «Пляска братьев». На почетном месте восседал князь, по сторонам, на длинных скамейках, сидели старики, иногда и зрелые мужчины, юноши всегда слушали стоя. Тему разговора мог предложить любой из присутствующих; но инициатива выступления в набег принадлежала князю. Повздорить с кем-то, перебивать говорящего, а тем более затевать ссору в присутствии князя воспрещалось, нарушение этого правила каралось большим штрафом (тазир). Но правом входа в Большой Дом обладали не все. Совершившие преступление (пусть уже и наказанные), опозорившиеся, замеченные в чем-либо постыдном, в это общество не допускались. Приходить полагалось будучи готовым по призыву князя немедленно выступать в набег -он был самым осведомленным, знал, куда и когда лучше всего отправиться. Когда исчез этот интересный и важный институт, сказать трудно, но, поскольку о нем еще помнили некоторые пожилые люди (по рассказам отцов и дедов), скорее всего, в середине XIX века. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 682
|
|
Всего комментариев: 0 | |