Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Шыйых байлыкъ излемез.
Малынгы алып кетсе да, Шайых адамгъа айып салма. Шыйых махтаудан узакъ. Шыйыхны ашы — намаз. Шыйыхны айтханы — керти, Этгени — тюз. Жалгъан шайых жалгъан айтыр, Ийнанмасанг — аман айтыр. Святой богатства не ищет. Святому не пеняй, Даже если он уведет твой скот. Святой от тщеславия далек. Пища святого — молитвы. Слова святого — верные, Дела — праведные. Лжесвятой изречет ложь, Не поверишь — обругает. Святой - это человек, живущий сразу в двух мирах - здешнем и вышнем, горнем, он уже слился духом с небесами. Если благородному все же нужны земные богатства (пусть он ими и не дорожит), если мудрец погружен в размышления и занят учением, то для святого это уже пройденные этапы, он полностью свободен от всех привязан-ностей к земному. Ему не нужны ни власть, ни богатство, ни слава, его пища чисто духовного свойства (о некоторых людях, признаваемых народом за святых, рассказывают, что они обходились стаканом молока в сутки или даже вовсе не принимали пищи, но выглядели здоровыми и сильными людьми). И только по этим признакам и по способности творить чудеса можно отличить настоящих святых от тех, кто желает стяжать славу праведника. Святой обладает иной логикой, поскольку провидит будущее, и часто смысл его поступков становится ясен спустя долгое время. Остается только верить ему. Его помощь людям - милосердие. Слово шыйых, шайых считается арабизмом. Но в арабском шейх означает вождя племени, общины или клана, а не святого. Поэтому, вероятно, это слово исконно тюркское и происходит от корня сай, шай, шан - «избирать, почитать, доверять»; «избранник», откуда и сыйлы «святой, почитаемый, священный». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 659
|
|
Всего комментариев: 0 | |