Четверг, 25.04.2024, 08:22

Карачаевцы и балкарцы

Ётюрюкню айтхандан анга тынгылагъан къыйынды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

19. Бачама - вождь
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VIII.Джамагъат - общество
Халкъ бачама халкъдан чыгъар.
Эр бачама сау халкъны бирге жыяр,
Сер бачама сау халкъны бетин жояр.

Народный вождь появляется из народа.
Вождь-герой весь народ объединит,
Глупый вождь весь народ опозорит.

Жыйын башчы къаргъа болса,
Жыйынын бокъгъа элтир.
Элине жарсымагъан
Бачамалыкъ эталмаз.
Элге бачама керек,
Бачамагъа эл керек.
Бачаманы сёзю — тёре.

Бели предводитель дружины — ворона,
Она приведет ее к навозной куче.
Кто не печалится о своем народе,
Быть вождем не сможет.
Народу нужен вождь,
Вождю нужен народ.
Слово вождя — закон.

Не следует путать вождя (бачама) с князем, ханом, падишахом или другими правителями. Они могут быть какими угодно - добрыми, злыми, талантливыми, глупыми, умными и т. д. Вождем же народ называет только харизматическую личность, которая появляется в трудную, опасную, критическую для нации пору, личность, в которой воплощены многие лучшие черты народа, а главное - его устремления и воля. Обычных правителей народ рано или поздно забывает, имена некоторых остаются в песнях, но вождей он помнит всегда, независимо от того, достигли они успеха в начатом деле или нет. Таковы, например, Карча, стремившийся объединить Балкарию и Карачай в единое княжество (XV век), и Сосуран Абаев, пытавшийся объединить Балкарию (XVII-XVIII вв.). Оба потерпели неудачу, но остались в памяти народа как выдающиеся личности. Подлинный вождь и народ нужны друг другу -ведь речь идет о жизни и судьбе. И только человек, который действительно печалится о народе, может стать ему вождем, и только его слова нужно воспринимать как закон.

Вероятно, в истории не раз случалось, что народ обманывался в своих надеждах, вознося людей, которые качествами вождя не обладали. Примечательно, что итог их «деятельности» народ оценивает как свой позор (а не только позор «вождя»), не снимает ответственности с себя.

Просмотров: 652 | Теги: 19. Бачама - вождь

Всего комментариев: 0
avatar