Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Къул керилип къалыр,
Бий уруп алыр. Бийни кийими — акъ, Айтхан сёзю — омакъ. Чынтты бий адет бузмаз. Бий бергенин сыйырмаз. Бийни сёзю тёрели. Эл билгенни билмеген Элге бийлик эталмаз. Холоп только замахнется, Князь возьмет одним ударом. Одежда князя — белая, Речь — красивая. Истинный князь традиций не нарушит. Князь подаренное не отнимет. Слово князя подобно закону. Кто не знает того, что знает народ, Княжить не сумеет. Бийни сёзю сёз болсун, Оноулагъа тез болсун, Кишилиги-ётю болсун, Акъылы-бети болсун. Чынтты бийче, сабий кёрсе, Чыгъарып, саугъа берир. Чынтты бийче ариу тилли. Бийчени сыйы бийик. Пусть слово князя будет твердым, Пусть на решения он будет скор, Пусть имеет мужество и смелость, Имеет ум и честь. Истинная княгиня, увидев ребенка, Непременно одарит его. У истинной княгини — ласковая речь. Честь княгини высока. Одно из именований князей - таубии («горский князь»). Приведем здесь слова писателя-эмигранта К. А. Чхеидзе, оставившего книгу воспоминаний «Страна Прометея», в которой он с большой любовью и теплом пишет о балкарцах и кабардинцах, среди которых у него было много друзей и знакомых: «Балкария не была покорена. Она добровольно, хотя и в силу очевидной необходимости, признала власть Белого Царя. Это существенно отразилось на психологии населения Балкарии, особенно же ее высшего слоя таубиев. В то время как остальные народности Кавказа, признав над собой русскую власть, старались приблизиться к русским и хотя бы в некоторых отношениях походить на них, балкарские таубии смотрели на себя как на равнодостойных участников общеимперской российской жизни. Правда, они совершенно не знали этой жизни, но это не мешало им чувствовать себя вполне самостоятельными. И в самом деле, ведь психологии побежденных у них не было и не могло быть. Эта черта самочувствия балкарских таубиев сказалась, между прочим, в том, что в то время как, скажем, кумыцкие или кабардинские феодалы (а ранее того - грузинские, имеретинские, кахетинские и др.) с удовольствием и радостью переименовывали себя на русский лад в князья, балкарские таубии отказались от такого переименования и настояли на том, чтобы им и впредь называться именно таубиями, а никак иначе». Здесь многое верно. Но писатель заблуждается, утверждая, что ни кабардинцы, ни балкарцы в русско-кавказской войне не участвовали (на Северном Кавказе народов, не принявших - в той или иной степени -участия в этой войне, нет). Балкарцы, вместе с кабардинцами, карачаевцами и дигорцами сражались с отрядами генерала Глазенаппа (1804) на реке Чегем, затем с отрядом генерала Булгакова (1810), по балкарским ущельям войска Ермолова совершили рейд в 1822 году. В результате, как пишут Р. Тебуев и Р. Хатуев в своей книге «Очерки истории карачаево-балкарцев» (которую я настоятельно рекомендую читателю), к этому времени, после нескольких опустошительных походов, Кабарда была разгромлена, а выходы из балкарских ущелий заперты восемью военными форпостами-крепостями - Каменный Мост, Баксан, Чегем, Нальчик, Мечетка, Урвань, и двумя укреплениями - Черек и Урух. Балкарские таубии, упреждая новое вторжение, в 1827 году подали прошение о принятии в российское подданство. Вместе с дигорцами балкарцы пришли на помошь карачаевцам и участвовали в сражении с войсками генерала Эмануэля (в 1828 году) в местности Хасаука. Окончательное присоединение Балкарии было утверждено Николаем II в 1852 году, на приеме балкарских князей в Петербурге; Карачай вошел в состав России в 1855 году. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 781
|
|
Всего комментариев: 0 | |