Пятница, 19.04.2024, 01:15

Карачаевцы и балкарцы

Суўгъа таянма, джаўгъа ийнанма.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

9. Жалгъан бий - мнимый князь
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VIII.Джамагъат - общество
Ырахатлыкъда — бий,
Къыйын кюнде — чий.
Болумлу бий — юлгюлю,
Болумсуз бий — кюлкюлю.
Къоркъакъ бийге — къул сыйы.
Бийни чийи терк чыгъар.
Эшек, махтанып: «Ат бла мен бир атауулданбыз», — дей эди.
(Иги тукъумуну бетин жойгъаннга айтадыла.)
Жангыз терек бау болмаз,
Жангыз киши бий болмаз.
Аман бийни — ауузу аман.
Бий сёзюнден бе лги ли.
Бийни бийлиги керек кюнде билинир.

В дни мира — князь,
В дни бедствий — слаб (сырой).
Деятельный князь — пример,
Бездеятельный — предмет насмешек.
Трусливому князю - почет холопа.
Недостатки князя выявляются быстро.
Осел, похваляясь, говорил: «Я и конь — от одного предка».
(О человеке, позорящем свой славный род.)
Одно дерево садом не станет,
Одинокий мужчина князем не станет.
У плохого князя — невыдержанная речь.
Князя видать по речи.
Достоинство князя познается в опасности.

Князь (бий) в иерархической лестнице стоял ниже хана (олия, старшего князя). Это правитель общества или даже одного селения (во втором случае его именуют элмен). В Балкарии и Карачае княжеских фамилий - их родословные восходили к нескольким предкам (Басият, Минболат, Бекмырза, Бердибий и др.) - было относительно немного, не более двух десятков. Интересно, что две фамилии - Сюйюнчевы и их ветвь, Урусбиевы, возводили свое происхождение к вещему Гылым-хану, потомку самого Чингисхана (информатор - Б. И. Урусбиев). Достоинством олия обладали (к моменту присоединения к России) только Крымшамхаловы.

Кодекс различает истинных и неистинных князей, т. е. прирожденных лидеров, и тех, кто только пытается казаться ими. Князь должен знать больше других, быть решительным, умеющим быстро принимать решения, мужественным, умным, деятельным, дорожить своей честью. Тогда его слово подобно закону, непререкаемо.

И снова мы видим, что в Кодексе нет никаких иллюзий насчет власть предержащих и самой природы власти. Князь - это слишком заметная фигура, он всегда на виду, и его недостатки выявляются быстро. Сильно снижал или вовсе лишал авторитета такой порок, как жадность. Один из признаков, по которому судили о достоинстве князя, - его речь. Если она была невыдержанна, все понимали, что князь плохой, неистинный.

В далекие, бурные, опасные времена от главы, князя, зависело слишком многое, чтобы терпеть во главе племени или народа человека, не наделенного должными качествами. За недостойное поведение - насилие, трусость, жестокость, ошибки в управлении и т. п. - его, согласно решению Большого Тёре, могли изгнать, могли лишить княжеского сана (такой случай, например, описан в древней «Песне о Бийнёгере») или даже истребить со всем его родом - за особо тяжкие преступления. Князья долго боролись за отмену этого права Тёре, вплоть до XIX века. А то, что князь должен был до мелочей придерживаться правил этикета, подразумевалось само собой.

Возможно, бывали краткие периоды безвластия (князь умер бездетным или была эпидемия и т. п.), когда вопрос о том, кто возьмет власть, решался с помощью силы, и в одиночку, не опираясь на помощь дружины или рода, добиться власти было невозможно, о чем и говорит изречение.

Княгине Кодекс каких-либо особых функций не придает и особых требований не предъявляет, отказывая ей только в праве на грубость. Но княгини, которые соответствовали народным представлениям о достойном поведении и высоких нравственных качествах супруги правителя, пользовались огромным авторитетом.

Слово бий, вероятно, означало «высокий, высокопоставленный», откуда и слово бийик «высокий, высота, высь». В общем смысле, для обозначения аристократии, применялись термины акъсюек (по народной этимологии - «белая кость», на самом деле это искаженное ахши окъ -«хороший род», или акъ сеок - «белый род»; слово «сеок» в значении «род» сохранилось, например, в алтайском языке), схылты («аристократ», откуда и искаженное название царских скифов, предков кара-чаево-балкарцев, у Геродота - «сколоты, сколты»), басият и т. д. Простонародье именовалось къара халкъ - «черный народ».

Просмотров: 828 | Теги: 9. Жалгъан бий - мнимый князь

Всего комментариев: 0
avatar