Пятница, 26.04.2024, 21:29

Карачаевцы и балкарцы

Окъуўсуз билим джокъ, билимсиз кюнюнг джокъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

7. Хан, олий - хан, олий (верховный князь)
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VIII.Джамагъат - общество
Жан бла къан бирди,
Тейри бла хан бирди.
Къарны башын къар алыр,
Ханны башын хан алыр.
Ханны бийлиги кесине сыйды.
Атын аягъан къан алмаз,
Кесин аягъан хан болмаз.
Олий къалкъыучу болса,
Эли жукъучу болур.
Олий элге тамата,
Эл олийден тамата.
Бий кёп болса, дау кёп болур,
Хан кёп болса, жау кёп болур.
Элли жылдан атламагъан
Элге оноу эталмаз.

Душа и кровь — одно и то же,
Тейри и хан — одно и тоже.
Снег может покрыться только снегом,
Воссесть над ханом может (только) хан.
Власть хана — почет для него самого.
Жалеющий коня за кровь не отомстит,
Жалеющий себя ханом не станет.
Если олий любит подремать,
Его народ будет сонливым.
Олий — старший над народом,
Но народ старше олия.
Когда много князей, много и усобиц,
Когда много ханов, много и врагов.
Кому не за пятьдесят
Народом управлять не сможет.

Хан бла халкъы — ийне бла халы.
Хан и его народ — игла и нить.

Хан, в карачаево-балкарском понимании этого титула, являлся правителем области или даже государства, т. е. семантика этого титула неустойчива, в отличие, скажем, от значений других терминов: князь (бий), султан (солтан, правитель большого государства), падишах, кайсар - император, царь (тюрк патчах - «турецкий падишах», орус патчах - «русский император», рум къайсар - «византийский император», и т. п.).

Хан, олий, (верховный князь) мыслится образом Тейри на земле, его наместником (конечно, в идеале). Воссесть над ханом может только другой хан, более сильный и могущественный. Власть хана - это почет, который он ни с кем разделить не может. Ханов не должно быть много, иначе начинаются раздоры, борьба за власть. И в этой борьбе побеждает тот, кто готов на самый большой риск, кто готов отдать все для достижения власти. Народ, конечно, волей или неволей подчиняется хану, но и тот должен понимать, что народ мудрее, старше его. Власть требует огромного опыта, молодому человеку трудно держать бразды правления. К тому же, получив власть молодым, хан вынужден будет набираться опыта в ходе правления, наделает много ошибок, а они народу обходятся дорого. Указание конкретного возраста - скорее дань созвучию: эл «народ, страна» и элли «пятьдесят».

Термины, означающие положение власть предержащих, в карачаево-балкарской иерархической лестнице вполне устойчивы и имеют определенное значение:

1. Элмен, элемен - правитель села, старшина.

2. Бий, гиназ - правитель общества, племени (но иногда и одного селения).

3. Мырза - знатный князь, сын хана, поставленный им на княжение.

4. Олий - верховный князь, глава федеративного объединения (фактически - хан).

5. Хан - глава области или государства, размеры которого строго не определяются.

6. Солтан - глава крупного государства, царь.

7. Патчах - царь, император.

Лицо, называемое бачама, сюда не относится, так как обозначает или предводителя войска, или народного вождя (халкъ бачамасы), харизматическую личность.


Всего комментариев: 0
avatar