Пятница, 19.04.2024, 16:38

Карачаевцы и балкарцы

Бёрю да хоншу къошуна чабмайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

19. Тыйым салыу - табу
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VII.Намыс, адеп - честь и воспитание
Жаныуарны къаны бар,
Къаны барны — жаны бар.
Агъазны ёлтюрсенг,
Юйюнге игилик келмез.
Байрым эркекни ёлтюрген ырысды.
Макъаны ёлтюрген байыкъмаз.
Къарылгъач уяны бузсанг,
Ийнегинги сютю къурур.
Уку кёзюнде
Къуран аяты бар.
Кёгюрчюн огъурну келечисиди.
Байкъуш — къапатлыланы акъылманыды.

У зверя есть кровь,
В ком есть кровь, в том есть и душа.
Убьешь ласку — дому блага не видать.
Убить удода — плохая примета.
Убивший лягушку не разбогатеет.
Разрушишь ласточкино гнездо, —
У коровы молоко иссякнет.
В глазу совы написан аят из Корана.
Голубь — вестник блага.
Филин — мудрец пернатых.

Человек в иерархии живых существ занимает свое, определенное место. Он выше всех прочих тварей, но ниже ангелов (салымчыла, мёлекле), являясь как бы наместником, представителем Тейри на земле, осуществляет власть и порядок. Поэтому он должен проявлять к ним сострадание, и не только к домашним, но и к диким, поскольку у них тоже есть душа, о чем говорит и сам термин жаныуар «зверь» - от жаны бар «имеющий душу».

Здесь же приведены некоторые, причем категорические, запреты на убийство конкретных животных и птиц. Можно предположить, что они были вызваны простыми наблюдениями и выводом об их полезности. Но это только поверхностное мнение, поскольку есть и другая причина - значение их названий, часто объясняемых правильно, но столь же часто - на основе народной (ложной) этимологии. Таково слово агъаз («ласка»), в котором звучит имя предков карачаево-балкарцев - алан, асов - акъ ас «белый ас». Вильгельм Рубрук, папский посол, писал (в XIII веке) о встрече с людьми, которые называли себя «аас», т. е. теми же «белыми асами» {акъ ас), в этнониме лишь выпало КЪ, плохо различимое для носителя другого языка.

Удод называется байрым эркек. Байрым (Байрам) - божество материнства, покровительница чадородия и детей. Ученые видят в ней отражение образа Пресвятой Девы Марии (Мариям). Принятое аланами в средневековье христианство после падения Византии постепенно утратилось, но оставило в языке, обрядности и культуре карачаево-балкарцев яркие и многочисленные следы. Таким образом, название удода означает «петушок Марии» (вспомним картины художников эпохи Возрождения, изображающие мадонну с удодом).

В слове макъа, бакъа («лягушка») ложно присутствует древнее слово бакъ, бах («бог») - «питающий, надзирающий», нынешнее бай. Кроме того, это же слово означало и означает «богатый, богач».

Уку («сова») созвучно окъу, окъуу («читать, чтение, учение»), откуда могло появиться странное поверье, что у совы в глазу написан стих из Корана.

Слово байкъуш («филин») букв, означает «божественная птица» или «божья птица» (от бакъкъуш - «глазастая птица»).

Просмотров: 664 | Теги: 19. Тыйым салыу - табу

Всего комментариев: 0
avatar