Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Жаныуарны къаны бар,
Къаны барны — жаны бар. Агъазны ёлтюрсенг, Юйюнге игилик келмез. Байрым эркекни ёлтюрген ырысды. Макъаны ёлтюрген байыкъмаз. Къарылгъач уяны бузсанг, Ийнегинги сютю къурур. Уку кёзюнде Къуран аяты бар. Кёгюрчюн огъурну келечисиди. Байкъуш — къапатлыланы акъылманыды. У зверя есть кровь, В ком есть кровь, в том есть и душа. Убьешь ласку — дому блага не видать. Убить удода — плохая примета. Убивший лягушку не разбогатеет. Разрушишь ласточкино гнездо, — У коровы молоко иссякнет. В глазу совы написан аят из Корана. Голубь — вестник блага. Филин — мудрец пернатых. Человек в иерархии живых существ занимает свое, определенное место. Он выше всех прочих тварей, но ниже ангелов (салымчыла, мёлекле), являясь как бы наместником, представителем Тейри на земле, осуществляет власть и порядок. Поэтому он должен проявлять к ним сострадание, и не только к домашним, но и к диким, поскольку у них тоже есть душа, о чем говорит и сам термин жаныуар «зверь» - от жаны бар «имеющий душу». Здесь же приведены некоторые, причем категорические, запреты на убийство конкретных животных и птиц. Можно предположить, что они были вызваны простыми наблюдениями и выводом об их полезности. Но это только поверхностное мнение, поскольку есть и другая причина - значение их названий, часто объясняемых правильно, но столь же часто - на основе народной (ложной) этимологии. Таково слово агъаз («ласка»), в котором звучит имя предков карачаево-балкарцев - алан, асов - акъ ас «белый ас». Вильгельм Рубрук, папский посол, писал (в XIII веке) о встрече с людьми, которые называли себя «аас», т. е. теми же «белыми асами» {акъ ас), в этнониме лишь выпало КЪ, плохо различимое для носителя другого языка. Удод называется байрым эркек. Байрым (Байрам) - божество материнства, покровительница чадородия и детей. Ученые видят в ней отражение образа Пресвятой Девы Марии (Мариям). Принятое аланами в средневековье христианство после падения Византии постепенно утратилось, но оставило в языке, обрядности и культуре карачаево-балкарцев яркие и многочисленные следы. Таким образом, название удода означает «петушок Марии» (вспомним картины художников эпохи Возрождения, изображающие мадонну с удодом). В слове макъа, бакъа («лягушка») ложно присутствует древнее слово бакъ, бах («бог») - «питающий, надзирающий», нынешнее бай. Кроме того, это же слово означало и означает «богатый, богач». Уку («сова») созвучно окъу, окъуу («читать, чтение, учение»), откуда могло появиться странное поверье, что у совы в глазу написан стих из Корана. Слово байкъуш («филин») букв, означает «божественная птица» или «божья птица» (от бакъкъуш - «глазастая птица»). Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 718
|
|
Всего комментариев: 0 | |