Суббота, 27.04.2024, 02:33

Карачаевцы и балкарцы

Адам умут бла джашайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

20. Ырысла, ийнаныула - запреты, поверья
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VII.Намыс, адеп - честь и воспитание
Жарамайды:
ёлгенлени санаргъа; ёретинлей ашаргъа; ётмекге бичакъны чанчып къояргъа; мирзеуню, ашны аякъ бла басаргъа.
Къумурсха тёбени къозгъасанг,
Кюн а май этер.
Терек ёсдюрген адам ёсдюрген кибикди.
Терек — экашаугъа къалауур.
Тюпсюз кёлню жокълама,
Къара сууну бокълама.
Кир отунну отха салма.

Нельзя:
считать умерших; есть стоя; воткнуть в каравай нож и оставить его там; наступать на зерно, пищевые продукты.
Разворошишь муравьиную кучу -
Испортится погода.
Растить дерево - словн растить человека.
Дерево — охранник жизни.
Не ныряй в бездонное озеро,
Не мути чистую воду.
Грязное полено в огонь не клади.

Различных запретов, объясняемых теми или иными причинами, или вовсе необъяснимых, зафиксировано очень много, и помещать их все нет нужды. Так или иначе, многие из этих запретов уже тогда служили сохранению окружающей среды. Причина того, что дерево (терек) названо охранником жизни, вероятно, кроется все в той же народной этимологии: тополь, прямое, ровное дерево, стоящее «навытяжку», как часовой, называется акътерек «белое дерево», в нем присутствует слово акъ, ах - название одной из сил души (ах), и появляется объяснение («дерево души, жизни»). Одна из разновидностей тополя именуется бусакъ, по методу народной этимологии разлагаемое набг/с «душа, жизнь» и сакъ «охранять, хранить».


Всего комментариев: 0
avatar