Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Дуния бир адамгъа таянмаз.
Дуния биреуге кёп, экеуге аз. Дуния оноуу санга жетмесин, Элинги оноуу эсингден кетмесин. Бу дунияда ажашмагъан Ол дунияда ажашмаз. Бу дунияны сынамагъан Ол дуниягъа жарамаз. Бар адам адам болса, Жаннет мында болур эди. Дуния бы л аи турмаз. Мир не опирается на одного человека. Мир для одного велик, для двоих — мал. Не решай судьбу мира, Не забывай о судьбе своего народа. Кто не блуждал в этом мире, Не будет блуждать и в том. Кто не испытал этого мира, Непригоден и для иного. Если бы все люди были людьми, Рай находился бы здесь. Мир таким же не пребудет (в одном состоянии). В этом разделе собраны некоторые народные афоризмы, отражающие воззрения на природу и мир (дуния) в целом. Слово дуния происходит от дюн, тюн - «явь, свет» (ср. русское «свет» в том же значении). Люди не знают подлинного единения и обречены еще и на борьбу друг с другом в мире, где все имеет свою противоположность. Об этом и сказано во втором изречении - мир тесен даже для двух человек, они будут соперниками. Карачаево-балкарцу свойственен один недостаток. Любя в рассуждениях масштабность, он охотно будет говорить о том, что его вовсе не касается, о проблемах мировых, политике великих держав, притом с горячностью, увлеченно, - и нисколько при этом не думая о проблемах своего народа. Этот недостаток самому народу хорошо известен и осужден в популярной пословице: «Кто не мог сложить себе копну сена хотел сложить скирду соломы для села». Третье речение перекликается с тем, о чем уже говорилось выше, -каждый творит свое инобытие сам, в этом мире. Здесь человек проходит испытание, эта жизнь представляет собой инициацию, в которой совершается отбор достойных мира свободы. Но не все, кто родился человеком, вырастают людьми, иначе рай находился бы здесь. Мы опять видим, какое высокое значение вкладывали творцы Кодекса в слово «человек» - только те, кто достойны называться этим именем (адам), смогут войти в Царство Небесное. И здесь же - прочно укоренившееся в народном сознании понимание этого мира и земной жизни как процесса, в котором остановки быть не может, где все меняется каждое мгновение, приближаясь к своему концу и обновлению. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 711
|
|
Всего комментариев: 0 | |