Пятница, 29.03.2024, 14:51

Карачаевцы и балкарцы

Иги урлукъдан иги битим.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

23. Ёлюм - смерть
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

I.Билим - знание
Ёлюр жаннга ёкюл жокъ.
Жашай эсенг — адамча,
Ёле эсенг — адамча.
Адам, кёрюрюн кёргюнчю,
Кёрюне кирмез.
Биреу тёшек болуп ёлдю,
Биреу эшек болуп ёлдю.
Къорарыкъны кёлю башха.
Бу дунияда этгенинги
Ол дунияда табарса.
Ёлюмден аман — хорлукъ.

Обреченной душе защиты нет.
Живешь — живи, как человек,
Умираешь — умри, как человек.
Человек в могилу не сходит,
Пока не испытает сужденного.
Один умер больным,
Другой умер ослом (т.е. подлецом).
У обреченного нрав меняется.
Что творил на этом свете,
То и обретешь на том.
Хуже смерти — принуждение (насилие).

Народ всегда верил, что каждому человеку в Книге жизни (Жашау китабы) отмерен определенный срок, нарушить который не под силу никому, это один из компонентов судьбы. Все совершается в свой черед, все живут и умирают в предназначенный день и час. Никто (или мало кто) знает о том, каков этот срок. Но он не наступает, пока человек не испытает всего, что именно ему суждено. И какова бы ни была жизнь -легка, тяжела, опасна и т. д., - каждый должен стараться жить и умереть человеком, никогда не теряя того, что народ обозначил словом адамлыкъ «человеческое достоинство, все лучшее в человеке». Четвертый афоризм перекликается со вторым. Один умер, будучи больным, слабым, - но человеком. О другом же сказано, что он умер не человеком, а ослом, в продолжение всей своей жизни уступая своей низменной натуре (осел -символ подлости и цинизма).

Считается, что незадолго до смерти нрав человека меняется - в лучшую или худшую сторону. Очень интересен предпоследний афоризм. Согласно ему, человек готовит свою будущую жизнь сам, и находит на том свете тот мир, который он создавал своими поступками здесь. Следовательно, жизнь в этом мире, кроме прочего, является еще и строительством мира будущего.

Смерть - для обыденного сознания - самое страшное. Но Кодекс еще раз говорит о том, что в мире есть то, что хуже смерти - жить в унижении. Народ всегда выбирал нечто определенное: есть жизнь, есть смерть (небытие). Жизнь в унижении не является ни тем, ни другим, она недостойна человека.

Земля рассматривалась предками как центр жизни, отчего и появилось представление о том, что у каждого человека есть своя звезда. Она зажигалась на небе, когда человек рождался, и падала, когда он умирал. Человек - душа звезды, и считалось, что не он от нее зависит, а она от него. Поэтому о пруспевающем человеке, находящемся в зените славы и успеха, говорят: Жулдузу жарыкъ жанады - «Его звезда горит ярко». Небо - отражение земли, так как человек выше звезд.

Просмотров: 606 | Теги: 23. Ёлюм - смерть

Всего комментариев: 0
avatar