Воскресенье, 06.10.2024, 19:57

Карачаевцы и балкарцы

Къой кюте билмеген къойну сюрюб айланыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (зОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН
Часть вторая.
АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.)
Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН
5.3. Искусство
  • 1
  • 2

В лице Золотой Орды последний раз в своей средневековой истории Северный Кавказ оказался в составе трансконтинентальной империи. Прочный её контроль над территориями, устойчивая система управления, безопасность и развития система коммуникаций на определенное время прекратили кровопролитие междоусобиц и межплеменные раздоры. Местные народы получили возможность приобщиться к достижениям современной (для той поры) цивилизации, обрести черты культурных этносов, развивать свой социальный и правовой уклад.

Время убедительно показало тогдашнее преимущество нахождения многонационального Кавказского перешейка в сильном имперском государстве, где каждая незаурядная личность вне зависимости от национальной и расовой принадлежности получала возможность самоутверждения на различных ступенях общественной иерархии. Аланы делали успехи не только на военном поприще и в торговле, но и на пути освоения мирового, в первую очередь – исламского, искусства.

Даже советская историография в лице объективных исследователей признавала выдающуюся роль ислама и исламской цивилизации в культурном развитии народов Золотой Орды. Как пишет Г.А.Федоров-Давыдов, именно «в силу ориентации ханов на мусульманство и городской быт среднеазиатско-иранского типа» в Золотой Орде «пышно распускается… яркая урбанистская восточная средневековая культура, культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии»410Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.118.

В золотоордынский период наблюдается расцвет прикладного искусства на Центральном Кавказе. В немалой степени это обуславливалось усвоением ремесленного опыта развитых традиций стран Востока, откуда в ордынские города Центрального Кавказа поступали товары ремесленного производства. Торговля позволяла приобщаться к культурным традициям других стран, что видно на примере находок в Маджаре образцов, например, импортной керамики из Ширвана, Ирана, Средней Азии (Хорезма и южнее его), Китая, Средиземноморья, с Балкан и др.411Волков И.В., Зиливинская Э.Д. Керамическое производство и импорт в Маджаре // www.nasledie.org Здесь найдены предметы импорта, включавшие «китайские зеркала, селадоновую посуду, фрагменты об¬лицовочных плиток, типа «чини», талькохлоритовую и глазурованную посуду из Хорезма, стеклянные изделия, янтарные подвески, перламут¬ровые раковины» и пр.412Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.157

Северокавказские города Золотой Орды выступали крупными – по местным масштабам – ремесленными центрами, где трудились и мастера, которые переселились сюда из восточных стран. Результатом такого влияния считается появление здесь технологии поливной керамики, которая применялась как в производстве посуды, так и в облицовке архитектурных сооружений – мавзолеев, медресе, дворцов.

Рис.33 Маджар. Фрагмент поливного сосуда. Эпиграфический орнамент (?) (по С.Я.Березину и Е.И.Нарожному)

В городах Центрального Кавказа появились и функционировали гончарные мастерские, где изготовлялась обычная и поливная посуда, расписные глазурованные израз¬цы для отделки зданий, простая глиняная посуда (кувшины различных размеров, светильники, хумы для воды и зерна, фляги, украшенные «причудливым рельефным узором»), водо¬проводные трубы. Найдены и печи для обжига квадратных «золотоордынских» кирпичей413Минаева Т.М. Указ. раб. С.140; Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157. Полихромная керамика выявлена в числе предметов материальной культуры, включая мавзолеи Маджара, Ессентуков, Верхнего и Нижнего Джулата и других памятников мусульманского зодчества Алании414Березин С.Я., Нарожный Е.И. О находках архитектурных деталей XIII-XIV веков с территории Северного Кавказа //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.3. Армавир,2004. С.314-317; Нарожный Е.И. О находках поливной керамики на Верхнем и Нижнем Джулатах (Северная Осетия и Кабардино-Балкария) //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.3. Армавир,2004. С.263-274.

Исследование глазурованной и архитектурной облицовочной керамики Маджара позволило придти к выводу о том, что их местное производство «находилось под сильным влиянием керамической школы Хорезма». Здесь, пишет Э.В.Ртвеладзе, «налицо общность в технических приемах, в составе и цвете глазурей и подглазурных оснований». Кроме того, вывялена и другая, значительно меньшая, группа маджарской керамики, «происхождение которой связано с Азербайджаном и Крымом»415Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156. Развивая такую же мысль, Н.Г.Волкова отмечает, что у местных мастеров большое развитие получили «традиции изразцового ис¬кусства, пришедшие в Предкавказье из Закавказья, Средней Азии и Пер¬сии, о чем свидетельствуют находки множества «поливного отделочного кирпича и поливных изразцов различных размеров и формы». Эти изразцы и поливные кирпичи применя¬лись «для украшения жилых домов, мечетей и мавзолеев»416Волкова Н.Г. Указ. раб. С.60.

Известно, что «большие общественные здания в золотоордынских городах были покрыты полихромной мозаикой и майоликой», а «в стены рядовых зданий вмазывали обломки изразцов, использовали эти фрагменты и для украшения интерьера». В конечном итоге, в Золотой Орде (и во входящем в ее состав Хорезме «выработался яркий стиль архитектурной майоликовой мозаики», чертами коего были «роскошные узоры синего, бирюзового, ультрамаринового тонов, желтые вставки, белые буквы арабских надписей, желтые и красные цветы» мозаик. В них, «наряду с эпиграфическими орнаментами» встречаются «сложные орнаментальные плетенки и растительные орнаменты». В целом же «декоративные качества золотоордынских мозаик были очень высоки». Помимо мозаики в практике мастеров-керамистов использовалась и майолика, которой украшали те или иные архитектурные формы417Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.122.

Обращает на себя внимание выявление в Маджаре образцов «фаянсовой и глиняной посуды с рельефным орнаментом, вылеп¬ленной в деревянных формах». Предполагается, что в здесь изготовлялась штампованная керамика – под влиянием керамической традиции Хорезма, которой такая технология массового производства была характерна в XII-XIV вв. («штампы делались из глины или из камня с довольно сложным геометрическим рисунком»)418Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156; Волкова Н.Г. Указ. раб. С.60.

Отметим, что в ордынскую эпоху сохранялись и автохтонные традиции керамического ремесла. Не случайно аланские традиции выявлены в ремесленной сфере населения Маджара, которые, очевидно, привнесены были самими аланами. (Примечательно то, что в градостроительстве этого города использовался мрамор, который доставлялся туда из района Теберды419Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157, т.е. горной зоны западной Алании). Установлено, что в бытовой керамике маджарцев «наблюдаются особенности, говорящие о продол¬жении аланских керамических традиций»420Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156. Исследователи также отмечают, что группа неполивной керамики Маджара «представляет собой часть массива, развивавшегося на салтовских традициях», т.е. ремесленных традициях салтово-маяцкой культуры, создателями которой были аланы, болгары и хазары. «В основной своей массе это керамика с красным ангобом и лощением, сделанная с помощью спирально-жгутового налепа»; близкие «технологические традиции развивались в бассейнах Дона и Кубани, по всему Северному Кавказу и Северному Причерноморью, в обеих Болгариях»421Волков И.В., Зиливинская Э.Д. Указ. раб. .

В градостроительстве золотоордынской поры важное значение придавалось и камнерезному искусству, произведения которого украшали стены значимых построек. Известно, что в тогдашних городах Центрального Кавказа функционировали соответствующие камнерезные мастерские. В них, например, маджарские мастера изготовляли «резные плитки для украшения богатых зданий и надгробных сооружений – мавзолеев; делали надмогильные плиты с орнаментами и арабскими надписями»422Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157. Местные камнерезы изготовляли и малые формы, как, например, ступы (предположительно, для аптекарских целей), украшенные резным орнаментом (рис.34).

Рис.34. Маджар. Ступка. Резьба по камню. Известняк. (по И.В.Волкову)

Археологи выявили следы металлообрабатывающих мастерских, где местные ремесленники изготовляли орудия труда, оружие, металлическую посуду, замки и т.п. Здесь изготовлялись и украшения, а также иные орнаментированные изделия из драгоценных и цветных металлов, о чем свидетельствуют находки каменных литейных форм для отливки украшений423Волкова Н.Г. Указ. раб. С.61.

Местными мастерами по металлу, видимо, изготовлялись и орнаментированные серебряные футляры для дуа, выявляемые в погребениях на территории Алании (Рис.35).

Рис.35 Футляр для мусульманского амулета (дуа) из могильника XIV в. Серебро. «Сухая Балка» в Северной Осе-тии (По Е.И.Нарожному)

В городах региона бытовало и косторезное ремесло, продукция которых – игольники, игральные кости, различные коробочки, ящички, фигурные костяные поделки и пр.424Минаева Т.М. Указ. раб. С.140-141; Волкова Н.Г. Указ. раб. С.161

Выявлены изделия местных мастеров бижутерии, которые изготовляли бусы из горного хрусталя и стеклянные бусы различной формы и цвета, «часто глазчатые, литого стекла, мозаичные»425Волкова Н.Г. Указ. раб. С.161.

В местных городах имелись ремесленники и других отраслей, о чем свидетельствуют находки в городищах множества орудий труда, включая каменные жернова разных размеров, крупные цилиндрические камни-волокуши для обмолота хлеба, серпы, лемехи, косы, пряслица веретен и грузики и др.426Минаева Т.М. Указ. раб. С.139; Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157

Относительно освещения сферы изобразительного искусства в Золотой Орде на примере центральнокавказских находок мы можем обратиться к изделиям малых форм – к монетам, посуде и т.д.

Сразу же следует подчеркнуть, что в раннем исламе запрет на изображения живых существ не фиксируется какими-либо достоверными с научной точки зрения источниками. Наоборот, точно известно, что монеты, содержавшие изображения живых существ, стали выпускаться уже при праведном халифе Умаре ибн аль-Хаттабе (634-636) и чеканились до реформы 690-х гг. Они выпускались в виде подражаний монетам соседних держав – Византийской империи и Сасанидского Ирана, что, видимо, имело целью облегчить с ними товаро-денежные связи Халифата, ибо купцы предпочитали пользоваться привычными деньгами. Так вот, на этих монетах помещались портреты иранских и византийских царей, а также традиционные изображения на монетах византийцев (крест на Голгофе) и персов (зороастрийский алтарь огня – аташдан). Отличием было то, что халифатские монеты содержали на себе имена Аллаха и Мухаммада427Настич В.Н. Художественное оформление мусульманских монет: нарушение запрета? // Сб. «Городская художественная культура Востока». – М.: Государственный музей искусства народов Востока, 1990. – С.129-149 .

Сам факт выпуска таких монет при халифе Умаре I, одном из ближайших сподвижников Пророка, указывает на относительно позднее оформление запрета на изображение живых существ, которого, кстати, нет и в Коране. Кстати упомянутый праведный халиф среди личных вещей имел серебряную курильницу из Сирии с рельефными фигурками людей, причем он пользовался ею не только дома, но и во время пятничных и праздничных молений428Жур. «Наука и жизнь». – М.,1967. - № 5, С. 30 -32.

Кстати, эти очевидные факты указывают на слабость отдельных хадисов в качестве исторического источника.

Специалисты по нумизматике отмечают, что последние предреформенные типы медных и золотых монет Халифата (биты в Сирии, Месопотамии и Омане), несут изображение самого халифа, стоящего в полный рост, в парадной одежде с мечом в руке или на поясе; на реверсе монеты вместо прежнего «византийского» креста выбит ф-образный знак или столб с утолщением наверху. А «на серебряных дирхемах, имитирующих сасанидские драхмы, но уже с арабскими надписями, стилизованная фигура халифа заменяет собой аташдан, не нарушая привычной композиции»429Настич В.Н. Указ. Раб. .

После реформы на медных монетах (фельсах) продолжали помещать фигуры животных – орла, слона, льва, рыбы, скорпиона, тушканчика, конного всадника430Там же . Известен фельс (предположительно битый испанскими Омейядами) с мужским портретом в шлеме и с бородой, с арабской надписью вокруг «Мухаммад – посланник Аллаха»431Там же.

В историографии давно установлено, что «первые определенные свидетельства о неодобрении правоверными богословами ремесла живописца, скульптора или мозаичных дел мастера относятся только к эпохе Аббасидов, начиная с халифов Харуна ар-Рашида и его сына Ма'муна (начало IX в.)»432Большаков О. Г. Ислам и изобразительное искусство // ТГЭ. Т. 10, Л., 1969. – С.145-146. .

Но и при Аббасидах запрет фактически не соблюдался. Халифы из этой династии заказывали придворным мастерам Багдада чеканку золотых и серебряных монетовидных медальонов со своими портретами или полными изображениями в разных позах (во время отдыха, на охоте верхом на коне или восседающими на троне); сохранились также и медальоны с животными сюжетами (орел, верблюд, лев и львица, терзающие антилопу)433Там же . По случаю женитьбы сельджукидскго султана Тогрул-бека на Сайиде – дочери аббасидского халифа Каима (1063 г.) в Багдаде была отчеканена золотая медаль. На одной ее стороне было помещено изображение халифа, а на другой – султана434Нумизматика и эпиграфика. – М.,1971. – Т.9, С.105.

На Центральном Кавказе встречаются монеты мусульманских стран с изображением человеческой головы анфас (напр., монета атабеков Зенгидов, найденная в Чечне) /Рис.36/.

Рис.36 Монета XII в. Сельджукиды – Зенгиды. г.Джазира. 580-е гг.л.х. С территории Алании (с.Майртуп, Чечня) /по В.Б.Виноградову/

Об изобразительной традиции в нумизматике подробнее см. Приложения 1 и 2 к настоящей работе. Добавим, что изображения живых существ часто встречаются не только на изделиях малой пластики (монеты, медали), но и в зодчестве суннитских стран (Артукидов, анатолийских Сельджу¬ков и атабеков Мосула). В фатимидском, т.е. шиитском Египте и суннитской Сирии эпохи Айюбидов были популярны львы, орлы, козлоподобные существа, драконы, единороги. Например, во дворце Масуда III в Газне были найдены резные каменные плиты с богатым узором из животных в витках и двумя крылатыми сфинксами по краям; в Рее – горельеф со сценами пиршества, сидящего на троне в окружении придворных правителя, во дворце наместника в Термезе – панели с двухтуловыми одноголовыми львами. В архитектуре Артукидов и анатолийских Сельджуков скульптурные изображения животных открыто использовались и на религиозных зданиях; в медресе в Рее – фриз с толстыми китайского вида фазанами; на башне-гробнице в Харракане (1067-1068) – стоящие друг против друга павлины. Животные в геральдических позах в прикладном искусстве XI в известны на керамике Сирии (сосуды лакаби и сосуды «sgraffiato», или «champleve»)435Роджерс Дж. М. XI век — поворотный момент в архитектуре Машрика? //Мусульманский мир. 950 – 1150. – М.:Наука. Гл. ред. вост. литературы, 1981. – С.258-260.

Сторонники того, что шариат запрещал изображать живые существа, настаивают на своем и указывают на хадисы /рассказы о том, что говорил пророк по тому или иному поводу и как поступал в определенных ситуациях/. Один из таких хадисов возводят к жене пророка Аише, которая якобы говорила: «Прибыл Посланник Аллаха, а я повесила на брус завесу, на которой были фигуры. Когда Посланник Аллаха увидел ее, то разорвал и сказал: хуже всех людей будут наказаны в день Страшного Суда те, кто подражают творению Аллаха... И сделала я из нее подушку или две». Цитируя этот хадис, ученый совершенно справедливо замечает: а ведь ткань с изображениями, стало быть, в доме пророка все же осталась – пусть и в виде наволочек436Жур. «Наука и религтя». – М.,1967. - № 5, С. 30 -32. Такие противоречия в некоторых хадисах позволяют не рассматривать их в качестве бесспорных источников. Вообще-то, хадисы, в отличие от Корана, являют собой продукт человеческих рук, и уже поэтому не могут рассматриваться подлинными учеными-историками как истина в высшей, т.е. Божественной инстанции. Здесь требуется критический подход.

Итак, даже после того, как духовенство формально утвердило такой запрет, он не соблюдался. Доказательство тому – «многочисленные изображения животных и птиц, человеческих лиц и фигур на тканях, посуде, воинской амуниции, в рукописных книгах, на художественных миниатюрах из самых разных уголков мусульманского мира»437Настич В.Н. Указ. Раб..

Особенно много представителей фауны на разменных монетах (медных фельсах) мусульманских стран эпохи средневековья.

  • 1
  • 2

Примечания.
410 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.118
411 [↑ назад]Волков И.В., Зиливинская Э.Д. Керамическое производство и импорт в Маджаре // www.nasledie.org
412 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.157
413 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.140; Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
414 [↑ назад]Березин С.Я., Нарожный Е.И. О находках архитектурных деталей XIII-XIV веков с территории Северного Кавказа //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.3. Армавир,2004. С.314-317; Нарожный Е.И. О находках поливной керамики на Верхнем и Нижнем Джулатах (Северная Осетия и Кабардино-Балкария) //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.3. Армавир,2004. С.263-274
415 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156
416 [↑ назад]Волкова Н.Г. Указ. раб. С.60
417 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.122
418 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156; Волкова Н.Г. Указ. раб. С.60
419 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
420 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156
421 [↑ назад]Волков И.В., Зиливинская Э.Д. Указ. раб.
422 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
423 [↑ назад]Волкова Н.Г. Указ. раб. С.61
424 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.140-141; Волкова Н.Г. Указ. раб. С.161
425 [↑ назад]Волкова Н.Г. Указ. раб. С.161
426 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.139; Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
427 [↑ назад]Настич В.Н. Художественное оформление мусульманских монет: нарушение запрета? // Сб. «Городская художественная культура Востока». – М.: Государственный музей искусства народов Востока, 1990. – С.129-149
428 [↑ назад]Жур. «Наука и жизнь». – М.,1967. - № 5, С. 30 -32
429 [↑ назад]Настич В.Н. Указ. Раб.
430 [↑ назад]Там же
431 [↑ назад]Там же
432 [↑ назад]Большаков О. Г. Ислам и изобразительное искусство // ТГЭ. Т. 10, Л., 1969. – С.145-146.
433 [↑ назад]Там же
434 [↑ назад]Нумизматика и эпиграфика. – М.,1971. – Т.9, С.105
435 [↑ назад]Роджерс Дж. М. XI век — поворотный момент в архитектуре Машрика? //Мусульманский мир. 950 – 1150. – М.:Наука. Гл. ред. вост. литературы, 1981. – С.258-260
436 [↑ назад]Жур. «Наука и религтя». – М.,1967. - № 5, С. 30 -32
437 [↑ назад]Настич В.Н. Указ. Раб.