Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"
Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН |
- 1
- 2
В лице Золотой Орды последний раз в своей средневековой истории Северный Кавказ оказался в составе трансконтинентальной империи. Прочный её контроль над территориями, устойчивая система управления, безопасность и развития система коммуникаций на определенное время прекратили кровопролитие междоусобиц и межплеменные раздоры. Местные народы получили возможность приобщиться к достижениям современной (для той поры) цивилизации, обрести черты культурных этносов, развивать свой социальный и правовой уклад.
Время убедительно показало тогдашнее преимущество нахождения многонационального Кавказского перешейка в сильном имперском государстве, где каждая незаурядная личность вне зависимости от национальной и расовой принадлежности получала возможность самоутверждения на различных ступенях общественной иерархии. Аланы делали успехи не только на военном поприще и в торговле, но и на пути освоения мирового, в первую очередь – исламского, искусства.
Даже советская историография в лице объективных исследователей признавала выдающуюся роль ислама и исламской цивилизации в культурном развитии народов Золотой Орды. Как пишет Г.А.Федоров-Давыдов, именно «в силу ориентации ханов на мусульманство и городской быт среднеазиатско-иранского типа» в Золотой Орде «пышно распускается… яркая урбанистская восточная средневековая культура, культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии»410Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.118.
В золотоордынский период наблюдается расцвет прикладного искусства на Центральном Кавказе. В немалой степени это обуславливалось усвоением ремесленного опыта развитых традиций стран Востока, откуда в ордынские города Центрального Кавказа поступали товары ремесленного производства. Торговля позволяла приобщаться к культурным традициям других стран, что видно на примере находок в Маджаре образцов, например, импортной керамики из Ширвана, Ирана, Средней Азии (Хорезма и южнее его), Китая, Средиземноморья, с Балкан и др.411Волков И.В., Зиливинская Э.Д. Керамическое производство и импорт в Маджаре // www.nasledie.org Здесь найдены предметы импорта, включавшие «китайские зеркала, селадоновую посуду, фрагменты об¬лицовочных плиток, типа «чини», талькохлоритовую и глазурованную посуду из Хорезма, стеклянные изделия, янтарные подвески, перламут¬ровые раковины» и пр.412Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.157
Северокавказские города Золотой Орды выступали крупными – по местным масштабам – ремесленными центрами, где трудились и мастера, которые переселились сюда из восточных стран. Результатом такого влияния считается появление здесь технологии поливной керамики, которая применялась как в производстве посуды, так и в облицовке архитектурных сооружений – мавзолеев, медресе, дворцов.
Рис.33 Маджар. Фрагмент поливного сосуда. Эпиграфический орнамент (?) (по С.Я.Березину и Е.И.Нарожному)
В городах Центрального Кавказа появились и функционировали гончарные мастерские, где изготовлялась обычная и поливная посуда, расписные глазурованные израз¬цы для отделки зданий, простая глиняная посуда (кувшины различных размеров, светильники, хумы для воды и зерна, фляги, украшенные «причудливым рельефным узором»), водо¬проводные трубы. Найдены и печи для обжига квадратных «золотоордынских» кирпичей413Минаева Т.М. Указ. раб. С.140; Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157. Полихромная керамика выявлена в числе предметов материальной культуры, включая мавзолеи Маджара, Ессентуков, Верхнего и Нижнего Джулата и других памятников мусульманского зодчества Алании414Березин С.Я., Нарожный Е.И. О находках архитектурных деталей XIII-XIV веков с территории Северного Кавказа //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.3. Армавир,2004. С.314-317; Нарожный Е.И. О находках поливной керамики на Верхнем и Нижнем Джулатах (Северная Осетия и Кабардино-Балкария) //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.3. Армавир,2004. С.263-274.
Исследование глазурованной и архитектурной облицовочной керамики Маджара позволило придти к выводу о том, что их местное производство «находилось под сильным влиянием керамической школы Хорезма». Здесь, пишет Э.В.Ртвеладзе, «налицо общность в технических приемах, в составе и цвете глазурей и подглазурных оснований». Кроме того, вывялена и другая, значительно меньшая, группа маджарской керамики, «происхождение которой связано с Азербайджаном и Крымом»415Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156. Развивая такую же мысль, Н.Г.Волкова отмечает, что у местных мастеров большое развитие получили «традиции изразцового ис¬кусства, пришедшие в Предкавказье из Закавказья, Средней Азии и Пер¬сии, о чем свидетельствуют находки множества «поливного отделочного кирпича и поливных изразцов различных размеров и формы». Эти изразцы и поливные кирпичи применя¬лись «для украшения жилых домов, мечетей и мавзолеев»416Волкова Н.Г. Указ. раб. С.60.
Известно, что «большие общественные здания в золотоордынских городах были покрыты полихромной мозаикой и майоликой», а «в стены рядовых зданий вмазывали обломки изразцов, использовали эти фрагменты и для украшения интерьера». В конечном итоге, в Золотой Орде (и во входящем в ее состав Хорезме «выработался яркий стиль архитектурной майоликовой мозаики», чертами коего были «роскошные узоры синего, бирюзового, ультрамаринового тонов, желтые вставки, белые буквы арабских надписей, желтые и красные цветы» мозаик. В них, «наряду с эпиграфическими орнаментами» встречаются «сложные орнаментальные плетенки и растительные орнаменты». В целом же «декоративные качества золотоордынских мозаик были очень высоки». Помимо мозаики в практике мастеров-керамистов использовалась и майолика, которой украшали те или иные архитектурные формы417Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.122.
Обращает на себя внимание выявление в Маджаре образцов «фаянсовой и глиняной посуды с рельефным орнаментом, вылеп¬ленной в деревянных формах». Предполагается, что в здесь изготовлялась штампованная керамика – под влиянием керамической традиции Хорезма, которой такая технология массового производства была характерна в XII-XIV вв. («штампы делались из глины или из камня с довольно сложным геометрическим рисунком»)418Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156; Волкова Н.Г. Указ. раб. С.60.
Отметим, что в ордынскую эпоху сохранялись и автохтонные традиции керамического ремесла. Не случайно аланские традиции выявлены в ремесленной сфере населения Маджара, которые, очевидно, привнесены были самими аланами. (Примечательно то, что в градостроительстве этого города использовался мрамор, который доставлялся туда из района Теберды419Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157, т.е. горной зоны западной Алании). Установлено, что в бытовой керамике маджарцев «наблюдаются особенности, говорящие о продол¬жении аланских керамических традиций»420Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156. Исследователи также отмечают, что группа неполивной керамики Маджара «представляет собой часть массива, развивавшегося на салтовских традициях», т.е. ремесленных традициях салтово-маяцкой культуры, создателями которой были аланы, болгары и хазары. «В основной своей массе это керамика с красным ангобом и лощением, сделанная с помощью спирально-жгутового налепа»; близкие «технологические традиции развивались в бассейнах Дона и Кубани, по всему Северному Кавказу и Северному Причерноморью, в обеих Болгариях»421Волков И.В., Зиливинская Э.Д. Указ. раб. .
В градостроительстве золотоордынской поры важное значение придавалось и камнерезному искусству, произведения которого украшали стены значимых построек. Известно, что в тогдашних городах Центрального Кавказа функционировали соответствующие камнерезные мастерские. В них, например, маджарские мастера изготовляли «резные плитки для украшения богатых зданий и надгробных сооружений – мавзолеев; делали надмогильные плиты с орнаментами и арабскими надписями»422Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157. Местные камнерезы изготовляли и малые формы, как, например, ступы (предположительно, для аптекарских целей), украшенные резным орнаментом (рис.34).
Археологи выявили следы металлообрабатывающих мастерских, где местные ремесленники изготовляли орудия труда, оружие, металлическую посуду, замки и т.п. Здесь изготовлялись и украшения, а также иные орнаментированные изделия из драгоценных и цветных металлов, о чем свидетельствуют находки каменных литейных форм для отливки украшений423Волкова Н.Г. Указ. раб. С.61.
Местными мастерами по металлу, видимо, изготовлялись и орнаментированные серебряные футляры для дуа, выявляемые в погребениях на территории Алании (Рис.35).
Рис.35 Футляр для мусульманского амулета (дуа) из могильника XIV в. Серебро. «Сухая Балка» в Северной Осе-тии (По Е.И.Нарожному)
В городах региона бытовало и косторезное ремесло, продукция которых – игольники, игральные кости, различные коробочки, ящички, фигурные костяные поделки и пр.424Минаева Т.М. Указ. раб. С.140-141; Волкова Н.Г. Указ. раб. С.161
Выявлены изделия местных мастеров бижутерии, которые изготовляли бусы из горного хрусталя и стеклянные бусы различной формы и цвета, «часто глазчатые, литого стекла, мозаичные»425Волкова Н.Г. Указ. раб. С.161.
В местных городах имелись ремесленники и других отраслей, о чем свидетельствуют находки в городищах множества орудий труда, включая каменные жернова разных размеров, крупные цилиндрические камни-волокуши для обмолота хлеба, серпы, лемехи, косы, пряслица веретен и грузики и др.426Минаева Т.М. Указ. раб. С.139; Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
Относительно освещения сферы изобразительного искусства в Золотой Орде на примере центральнокавказских находок мы можем обратиться к изделиям малых форм – к монетам, посуде и т.д.
Сразу же следует подчеркнуть, что в раннем исламе запрет на изображения живых существ не фиксируется какими-либо достоверными с научной точки зрения источниками. Наоборот, точно известно, что монеты, содержавшие изображения живых существ, стали выпускаться уже при праведном халифе Умаре ибн аль-Хаттабе (634-636) и чеканились до реформы 690-х гг. Они выпускались в виде подражаний монетам соседних держав – Византийской империи и Сасанидского Ирана, что, видимо, имело целью облегчить с ними товаро-денежные связи Халифата, ибо купцы предпочитали пользоваться привычными деньгами. Так вот, на этих монетах помещались портреты иранских и византийских царей, а также традиционные изображения на монетах византийцев (крест на Голгофе) и персов (зороастрийский алтарь огня – аташдан). Отличием было то, что халифатские монеты содержали на себе имена Аллаха и Мухаммада427Настич В.Н. Художественное оформление мусульманских монет: нарушение запрета? // Сб. «Городская художественная культура Востока». – М.: Государственный музей искусства народов Востока, 1990. – С.129-149 .
Сам факт выпуска таких монет при халифе Умаре I, одном из ближайших сподвижников Пророка, указывает на относительно позднее оформление запрета на изображение живых существ, которого, кстати, нет и в Коране. Кстати упомянутый праведный халиф среди личных вещей имел серебряную курильницу из Сирии с рельефными фигурками людей, причем он пользовался ею не только дома, но и во время пятничных и праздничных молений428Жур. «Наука и жизнь». – М.,1967. - № 5, С. 30 -32.
Кстати, эти очевидные факты указывают на слабость отдельных хадисов в качестве исторического источника.
Специалисты по нумизматике отмечают, что последние предреформенные типы медных и золотых монет Халифата (биты в Сирии, Месопотамии и Омане), несут изображение самого халифа, стоящего в полный рост, в парадной одежде с мечом в руке или на поясе; на реверсе монеты вместо прежнего «византийского» креста выбит ф-образный знак или столб с утолщением наверху. А «на серебряных дирхемах, имитирующих сасанидские драхмы, но уже с арабскими надписями, стилизованная фигура халифа заменяет собой аташдан, не нарушая привычной композиции»429Настич В.Н. Указ. Раб. .
После реформы на медных монетах (фельсах) продолжали помещать фигуры животных – орла, слона, льва, рыбы, скорпиона, тушканчика, конного всадника430Там же . Известен фельс (предположительно битый испанскими Омейядами) с мужским портретом в шлеме и с бородой, с арабской надписью вокруг «Мухаммад – посланник Аллаха»431Там же.
В историографии давно установлено, что «первые определенные свидетельства о неодобрении правоверными богословами ремесла живописца, скульптора или мозаичных дел мастера относятся только к эпохе Аббасидов, начиная с халифов Харуна ар-Рашида и его сына Ма'муна (начало IX в.)»432Большаков О. Г. Ислам и изобразительное искусство // ТГЭ. Т. 10, Л., 1969. – С.145-146. .
Но и при Аббасидах запрет фактически не соблюдался. Халифы из этой династии заказывали придворным мастерам Багдада чеканку золотых и серебряных монетовидных медальонов со своими портретами или полными изображениями в разных позах (во время отдыха, на охоте верхом на коне или восседающими на троне); сохранились также и медальоны с животными сюжетами (орел, верблюд, лев и львица, терзающие антилопу)433Там же . По случаю женитьбы сельджукидскго султана Тогрул-бека на Сайиде – дочери аббасидского халифа Каима (1063 г.) в Багдаде была отчеканена золотая медаль. На одной ее стороне было помещено изображение халифа, а на другой – султана434Нумизматика и эпиграфика. – М.,1971. – Т.9, С.105.
На Центральном Кавказе встречаются монеты мусульманских стран с изображением человеческой головы анфас (напр., монета атабеков Зенгидов, найденная в Чечне) /Рис.36/.
Рис.36 Монета XII в. Сельджукиды – Зенгиды. г.Джазира. 580-е гг.л.х. С территории Алании (с.Майртуп, Чечня) /по В.Б.Виноградову/
Об изобразительной традиции в нумизматике подробнее см. Приложения 1 и 2 к настоящей работе. Добавим, что изображения живых существ часто встречаются не только на изделиях малой пластики (монеты, медали), но и в зодчестве суннитских стран (Артукидов, анатолийских Сельджу¬ков и атабеков Мосула). В фатимидском, т.е. шиитском Египте и суннитской Сирии эпохи Айюбидов были популярны львы, орлы, козлоподобные существа, драконы, единороги. Например, во дворце Масуда III в Газне были найдены резные каменные плиты с богатым узором из животных в витках и двумя крылатыми сфинксами по краям; в Рее – горельеф со сценами пиршества, сидящего на троне в окружении придворных правителя, во дворце наместника в Термезе – панели с двухтуловыми одноголовыми львами. В архитектуре Артукидов и анатолийских Сельджуков скульптурные изображения животных открыто использовались и на религиозных зданиях; в медресе в Рее – фриз с толстыми китайского вида фазанами; на башне-гробнице в Харракане (1067-1068) – стоящие друг против друга павлины. Животные в геральдических позах в прикладном искусстве XI в известны на керамике Сирии (сосуды лакаби и сосуды «sgraffiato», или «champleve»)435Роджерс Дж. М. XI век — поворотный момент в архитектуре Машрика? //Мусульманский мир. 950 – 1150. – М.:Наука. Гл. ред. вост. литературы, 1981. – С.258-260.
Сторонники того, что шариат запрещал изображать живые существа, настаивают на своем и указывают на хадисы /рассказы о том, что говорил пророк по тому или иному поводу и как поступал в определенных ситуациях/. Один из таких хадисов возводят к жене пророка Аише, которая якобы говорила: «Прибыл Посланник Аллаха, а я повесила на брус завесу, на которой были фигуры. Когда Посланник Аллаха увидел ее, то разорвал и сказал: хуже всех людей будут наказаны в день Страшного Суда те, кто подражают творению Аллаха... И сделала я из нее подушку или две». Цитируя этот хадис, ученый совершенно справедливо замечает: а ведь ткань с изображениями, стало быть, в доме пророка все же осталась – пусть и в виде наволочек436Жур. «Наука и религтя». – М.,1967. - № 5, С. 30 -32. Такие противоречия в некоторых хадисах позволяют не рассматривать их в качестве бесспорных источников. Вообще-то, хадисы, в отличие от Корана, являют собой продукт человеческих рук, и уже поэтому не могут рассматриваться подлинными учеными-историками как истина в высшей, т.е. Божественной инстанции. Здесь требуется критический подход.
Итак, даже после того, как духовенство формально утвердило такой запрет, он не соблюдался. Доказательство тому – «многочисленные изображения животных и птиц, человеческих лиц и фигур на тканях, посуде, воинской амуниции, в рукописных книгах, на художественных миниатюрах из самых разных уголков мусульманского мира»437Настич В.Н. Указ. Раб..
Особенно много представителей фауны на разменных монетах (медных фельсах) мусульманских стран эпохи средневековья.
- 1
- 2
Примечания.
410 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.118
411 [↑ назад]Волков И.В., Зиливинская Э.Д. Керамическое производство и импорт в Маджаре // www.nasledie.org
412 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.157
413 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.140; Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
414 [↑ назад]Березин С.Я., Нарожный Е.И. О находках архитектурных деталей XIII-XIV веков с территории Северного Кавказа //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.3. Армавир,2004. С.314-317; Нарожный Е.И. О находках поливной керамики на Верхнем и Нижнем Джулатах (Северная Осетия и Кабардино-Балкария) //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.3. Армавир,2004. С.263-274
415 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156
416 [↑ назад]Волкова Н.Г. Указ. раб. С.60
417 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.122
418 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156; Волкова Н.Г. Указ. раб. С.60
419 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
420 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.156
421 [↑ назад]Волков И.В., Зиливинская Э.Д. Указ. раб.
422 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
423 [↑ назад]Волкова Н.Г. Указ. раб. С.61
424 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.140-141; Волкова Н.Г. Указ. раб. С.161
425 [↑ назад]Волкова Н.Г. Указ. раб. С.161
426 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.139; Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.157
427 [↑ назад]Настич В.Н. Художественное оформление мусульманских монет: нарушение запрета? // Сб. «Городская художественная культура Востока». – М.: Государственный музей искусства народов Востока, 1990. – С.129-149
428 [↑ назад]Жур. «Наука и жизнь». – М.,1967. - № 5, С. 30 -32
429 [↑ назад]Настич В.Н. Указ. Раб.
430 [↑ назад]Там же
431 [↑ назад]Там же
432 [↑ назад]Большаков О. Г. Ислам и изобразительное искусство // ТГЭ. Т. 10, Л., 1969. – С.145-146.
433 [↑ назад]Там же
434 [↑ назад]Нумизматика и эпиграфика. – М.,1971. – Т.9, С.105
435 [↑ назад]Роджерс Дж. М. XI век — поворотный момент в архитектуре Машрика? //Мусульманский мир. 950 – 1150. – М.:Наука. Гл. ред. вост. литературы, 1981. – С.258-260
436 [↑ назад]Жур. «Наука и религтя». – М.,1967. - № 5, С. 30 -32
437 [↑ назад]Настич В.Н. Указ. Раб.