Суббота, 20.04.2024, 16:15

Карачаевцы и балкарцы

Акъыл къартда, джашда тюйюлдю - башдады.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (зОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН
Часть вторая.
АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.)
Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН
5.3. Искусство
  • 1
  • 2

Наиболее распространенными знаками джучидских монет ХIII в. являлись тамги ханского рода (тамга Бату-хана, т.е. Батыя). На дирхемах встречаются несколько видов тамг (Рис.37).

Рис.37 Гексаграмма на джу-чидской монете. Пул. Медь. (по А.З. Сингатуллиной)

Различия их связаны, по-видимому, с тем, что ханы, осуществлявшие эмиссию дирхемов, принадлежали к разным ветвям Джучидского дома.

Гексограмма («Звезда, или печать Давида»), составленная из двух наложенных друг на друга треугольников, вершины которых противоположны друг другу. Этот знак встречается на джучидских медных монетах (Рис.37).

Объясняя причину появления шестилучевой «звезды Давида» на грузинских монетах Д.Г.Капанадзе указывал на то, что она являлась геральдической эмблемой династии Багратиони, возводившей свою генеалогию к библейскому царю Давиду438Капанадзе, С.57. Вряд ли такое объяснение подходит для джучидских монет, да и не только джучидских, поскольку гексограмма встречается и на среднеазиатских монетах, в орнаменте архитектуры и др.

Гексаграмма является основой защитного дуа «Асхабу-ль-Кахф» (Обладателей Пещеры), которая помещалась на оружии, изготовлявшемся в мусульманских странах (Рис.38).

Рис.38 Гексаграмма на турецком клинке (по Э.Г.Аствацатурян)

Гексограмма являлась одним из древнейших символов мироздания и выражала философскую идею единства противоположностей: один треугольник обозначал огонь, а другой – воду439География в школе. – М.,1977. - №4, С.66.

Этот знак активно использовался в оккультной практике, вышивалась и рисовалась на одежде магов. Шесть лучей гексограмма нередко связываются с шестью «сторонами света»: правой-левой, передней-задней, верхней-нижней.

На джучидских монетах маджарского выпуска помещалось и изображение другого древнего знака – пентаграммы («звезда, или печать Соломона»), представляющего собой пятиконечную звезду особого начертания (Рис.39).

Рис.39 Пентаграмма на джучидской моне-те. Чекан г.Маджара.(по Э.В.Ртвеладзе)

Этот знак также издревле применялся с целью защиты от злых духов, излечения от болезней и т.п.440География в школе. – М.,1978. - №4, С.77

По некоторым толкованиям, пять лучей означают: 1 луч – Бога, остальные 4 луча – четыре стихии, первоэлемента (воздух, вода, огонь, земля).

Любопытно, что перевернутая пентаграмма воспринималась как знак зловещих сил, два луча направленных вверх символизировали рога дьявола.

«Правильная» пентаграмма (с одним лучом наверху) по сей день используется в мусульманской магической практике (в частности, в амулетах-дуа) для излечения больных, отпугивания злых сил и т.п. Встречается он и в символике мусульманских стран (на гербе и флаге Марокко)

Еще одним знаком, который мы встречаем на джучидских монетах (Х1У в.), выявленных на территории исторической Алании, является т.н. «узел вечности» (Рис.40). Данный символ использовался в камнерезном искусстве карачаевцев, размещаясь на надмогильных стелах (Рис.41).

Рис.40 «Узел вечности« на джу-чидской монете из КЧР. Дирхем. Серебро. Джанибек I (1340-1357). Фонды КЧМЗ.

Рис.41 «Узел вечно-сти« на надмогильной стеле. Карачай. а.Эльтаркач. 1917г.

В золотоордынской нумизматике нашла отражение календарная система, основанная на 12-летнем цикле животного календаря, который возник еще в эпоху Тюркского каганата (VI-VII вв.). Мы разделяем мнение О.Л.Опрышко о том, что этот календарь у некоторых народов Северного Кавказа утвердился в золотоордынское время441Опрышко О.Л. Старинные календарные системы кабардинцев и балкарцев //Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Вып.21. Нальчик,1967. С.170. Но не исключаем версию Х.Х.Биджиева, что эти народы впервые могли ознакомится с циклическим календарем еще в болгаро-хазарскую эпоху442Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1993. С.264. Карачаево-балкарский календарь 12-летнего цикла включает животных в данной последовательности: мышь, корова, тигр, заяц, рыба, змея, лошадь, овца, обезьяна, птица, собака, свинья. Эпоха Золотой Орды оставила ощутимый след в эпосе и фольклоре горских народов Северного Кавказа. Так, согласно исследованиям В.И.Абаева, цикл Батраза в осетинском нартском эпосе обнаруживает «наличие в нем. монгольских влияний», что «дозволяет датировать его окончательное оформление ХШ-Х1У вв.». Причем в нартском эпосе осетин зафиксировано имя Батыя (Саин-хана) – «Сайнаг-алдар»443Абаев В.И. Нартский эпос осетин //Нарты. Осетинский героическй эпс. М..:Наука,1990. Кн.1. С.46,62. О том, что город Маджар и джучидский хан Джанибек упоминаются в карачаево-балкарском фольклоре уже упоминалось.

Золотоордынское влияние прослеживается и в денежно-счетной систему народов Кавказа. В первую очередь это касается таких наименований как сом (в позднем значении рубль) и тюмен (в позднем значении 10 рублей). Кстати, целый ряд денежных терминов в русской денежной системе также имеет ордынское происхождение: алтын (монета в 6 денег; от тюрк. «алты» – есть), деньга (от «тенге»), пул444Векслер А., ,Мельникова А. Московские клады. М.,1989. С.61,88.

Таким образом, исследования со всей очевидностью доказывают, что золотоордынское влияние сыграло роль в формировании денежно-счетной системы, календарной системы, эпоса и фольклора народов Северного Кавказа.

Любопытно, что на золотоордынских монетах отсутствуют изображения двух «нечистых» по средневековым представлениям животных – свиньи и мыши, которые имеются в календаре 12-летнего «животного» цикла. Вместо свиньи и мыши изображались соответственно слон и верблюд. Причины того, что именно последние стали «заместителями» первых кроются в воззрениях той эпохи. Согласно бытовавшей у тюрков сказке, объясняющей происхождение этого календаря, собравшиеся в новогоднюю ночь животные договорились, что первый год 12-летнего цикла будет назван именем того животного, который первым увидит на восходе солнце. Верблюд, будучи самым высоким животным, не сомневался, что эта честь будет оказана ему. Но мышь, взобравшись на голову верблюда первой увидела восходящее светило и получила право возглавить цикл. Верблюд же за спесивость вообще не был включенным в число двенадцати животных445Галкин Л. Монеты к Новому Году //Жур. «Вокруг света». М.,1990. №12. С.40. Отсюда понятно, почему именно верблюд заменил на джучидских монетах мышь. Что касается того, что вместо свиньи оказался слон, то это объясняют представлениями той эпохи, согласно которым свинья вышла из кала слона446Там же. С.41. Все это касается лишь изображений на монетах, а в быту и мышь, и свинья продолжали фигурировать при исчислении лет.

На медных монетах (пулах), битых в г.Маджаре, мы видим изображение животного, очевидно, отряда кошачьих, голова, которого обращена назад (Рис.42). Имеются изображения и других животных (Рис.43,44). По-видимому, здесь изображен лев (тигр, барс) – один из персонажей циклического календаря.

Рис.42 Барс (лев?) на пуле маджарского чекана (по Э.В.Ртвеладзе)

Рис.43 Из монетных находок в Н.Джулате. Пул с изображением жи-вотного (собаки?). Медь. г.Сарай (?) Ист.: Нумизматический форум "Исламская нумизматика"

Рис. 44. Из монетных находок Маджара. Пул с изображением животного (барана?). Джанибек II. Медь. Ист.: Нумизматический форум "Исламская нумизматика.

Эти «фигуранты» джучидской нумизматики связываются с персонажами Зодиака, который был давно известен астрономии мусульманских стран. Среди них: анонимный дирхемы ХIII в. с изображением лука и стрелы (знак созвездия Стрельца), двух рыб (знак созвездия Рыб), рогатого бородатого жи¬вотного (знак созвездия Козерога). При хане Узбеке (1312-1339), который сделал ислам государственной религией Золотой Орды, в 737 г.х. были выпущены пулы, на одном из которых (чекан г.Сарая) – знак созвездия Льва в виде фигур льва и солн¬ца, а на другом (чекан Хорезма) – созвездия Рака в виде фигуры рака с солнцем в клешнях. Исследователи задались вопросом о том, почему начало 737 г.х. года обозначено двумя зодиакальными знаками. Был сделан вывод о том, что новый год начинался где-то на стыке двух зодиакальных знаков, что устанавливалось астрономическими наблюдениями того времени. Хан Тохтамыш (1374-1398) выпускал самую многочис¬ленную серию медных монет с зоди¬акальной символикой – с изображением знаков Весов, Рыб, Девы, Во¬долея (все, кроме Водолея – кувшина с чаркой 788 г.х., даты не имеют). Они чеканились в Хорезме, а также в гг. Сарае, в Новом Сарае, Сарайчике447Там же. С.40-41.

Упомянутый мотив льва и Солнца встречается на монетах, найденных на аланских территориях, в т.ч. на монете из Маджара (Рис.45), на медном пуле из Рекома (Сев. Осетия), битом в 1336/7 г. при Узбек-хане448Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и других республик, краев и областей Кавказа. Вып.IX. Баку, 1969. С.81-82.

Рис.45 Из монетных находок в Н. Джулате. Пул с изображением льва с солнцем. Медь. г.Хаджи-Тархан (?) Ист.: Нумизматический форум "Исламская нумизматика

Совершенно справедливо З.А.Сингатуллина полагает, что «мотив льва под солнцем является астральным символом» и указывает, что он «впервые появляется на монетах Сельджукидов Малой Азии»449Сингатуллина А.З. Алеменьевский клад золотоордынских монет ХIII в. //Вестник МГУ. М.,1985. №5, вып.8 (история). С.83 Л.Галкин ошибочно пишет, что женой этого султана была сама Русудан. Здесь можно добавить, что позднее изображение льва и солнца стали официальным гербом шахского Ирана, отмененным лишь в 1979 г. в результате революции. Л.Галкин приводит старинную легенду. объясняющую появление мотива льва и солнца на сельджукидских монетах ХIII в. Согласно ей, султан из династии румийских Сельджукидов Гиясаддин Кей-Хосров II (1236-1245), женатый на принцессе Тамар – дочери грузинской царицы Русудан, пожелал якобы изобразить себя и супругу на монетах. А когда мусульманские богословы воспротивились этому, султан обошел запрет, приказав изобразить себя в образе льва, а жену - в виде солнца. Но это лишь красивая легенда, поскольку, как отмечает упомянутый автор, «39 выпусков этих монет из 40 отчеканены в годы хиджры, начало которых проходило под зодиакальным созвездием Льва»450Галкин Л. Указ. Раб. С.40. Таким образам, лев и солнце, изображение которых чеканилось на сельджукидских и джучидских. монетах, выступали в качестве символов зодиакального созвездия Льва, а сами монеты чеканены по случаю мусульманского Нового года, наступление которого в то конкретное время приходилось на этот знак зодиака.

Надо сказать, что мусульманской нумизматике не были чужды памятные монеты. Так, в 440 г.х. (1048/9 г.) в аль-Хаусиме шииты выпустили серебряный динар по случаю 400-летия со дня смерти халифа Али, а еще раньше ,в 195 г.х. (810/11 г.) был отчеканен дирхем в связи с 50-летием Зубайды – жены знаменитого по «Тысяча и одной ночи» халифа Харуна ар-Рашида. О золотой медали, битой в 1063 г. но случаю бракосочетания сельджукидского султана Тогрул-бека с дочерью халифа Кайма упоминалось выше. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на мусульманском Востоке осуществлялась специальная новогодняя эмиссия монет.

В специальной статье, посвященной практике выпуска монет к новому году, сообщается, что еще в IX в. халиф Мутаваккиль (847-861) велел отчеканить однажды 1 млн. дирхемов к новому году по хиджре. В 1315 г., который начался под знаком Зайца по 12-летнему тюркскому цикличному календарю, Осман I (1299-1325), основатель Османского государства, выпустил медные монеты с изображением зайца. В XIX в. в Коканде была отчеканена медная монета с надписью «науруз» – новогодняя451Там же. С.40.

Как видим, «муллократии» не удалось окончательно внедрить запрет, который не был установлен Всевышним и не предписывался Его пророком. В силу сказанного можно полагать, что монэпиграфичность куфических монет не была связана с запретом изображать живые существа, который в некоторых исламских странах оформился позже. По-видимому, причина заключалась в другом: теократический характер халифатского государства обуславливал то, что монетное поле, образно говоря, превратилось в поле идеологической борьбы. Монета, как никогда прежде, стала выполнять функции наиболее массового агитационно- пропагандистского средства. Здесь невозможно было (как, например, в христианстве) изобразительным способом отразить единого божества, который в Исламе обрел наивысшую среди монотеистических религий абстракцию.

Поэтому особую значимость обретало письменное слово, и значимость эта возросла до уровня сакрализации его. Письмена с именами Аллаха окружались ореолом святости, их запрещалось бросать под ноги, вносить без футляра или оболочки в отхожие места. Сам Коран должен был помещаться на самом почетном месте жилища, к нему нельзя было касаться без ритуального омовения. Помещая на монетах имя Бога и фрагменты Корана государство ежедневно, ежечасно напоминало человеку о его религиозных обязанностях и духовных ориентирах.

  • 1
  • 2

Примечания.
438 [↑ назад]Капанадзе, С.57
439 [↑ назад]География в школе. – М.,1977. - №4, С.66
440 [↑ назад]География в школе. – М.,1978. - №4, С.77
441 [↑ назад]Опрышко О.Л. Старинные календарные системы кабардинцев и балкарцев //Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Вып.21. Нальчик,1967. С.170
442 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1993. С.264
443 [↑ назад]Абаев В.И. Нартский эпос осетин //Нарты. Осетинский героическй эпс. М..:Наука,1990. Кн.1. С.46,62
444 [↑ назад]Векслер А., ,Мельникова А. Московские клады. М.,1989. С.61,88
445 [↑ назад]Галкин Л. Монеты к Новому Году //Жур. «Вокруг света». М.,1990. №12. С.40
446 [↑ назад]Там же. С.41
447 [↑ назад]Там же. С.40-41
448 [↑ назад]Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и других республик, краев и областей Кавказа. Вып.IX. Баку, 1969. С.81-82
449 [↑ назад]Сингатуллина А.З. Алеменьевский клад золотоордынских монет ХIII в. //Вестник МГУ. М.,1985. №5, вып.8 (история). С.83 Л.Галкин ошибочно пишет, что женой этого султана была сама Русудан
450 [↑ назад]Галкин Л. Указ. Раб. С.40
451 [↑ назад]Там же. С.40