Суббота, 20.04.2024, 07:22

Карачаевцы и балкарцы

Аз ачы да кёб татлыны бузады.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (зОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 6. АЛАНЫ-МУСУЛЬМАНЕ («МАДЖАРЦЫ») В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ
Часть вторая.
АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.)
Глава 6. АЛАНЫ-МУСУЛЬМАНЕ («МАДЖАРЦЫ») В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ
6.1. Исторический Маджар

Область Маджар упоминают многие мусульманские авторы и источники золотоордынского времени: Рашид-ад-дин (1310/1 г.) – в связи с походами Батыя; «Аноним Искендера» (1413/4 г.) – как часть улуса Джучи452СМИЗО, Т.2, С.34, 127; Абу-ль-Фида (XIV в.) – «Ку-Маджар, в Татарской земле называемый Борка» между Дербентом и Азаком453Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар //Материалы по истории Ставропольского края. 1953, вып.5, С.137. О сообщении Ибн Баттуты, связанном с городом Маджар, подробнее говорилось выше.

Не желая отвлекаться на языковедческие проблемы, мы обходим вопрос об этимологии термина «маджар». Вкратце укажем лишь на то, что известны несколько этнонимов с таким звучанием: племя маджар в «Родословной туркмен» Абу-ль-Гази, XVII в.; народ «мажары» (Молдавия) в русском документе 1657 г.; у казахов – маджар как подразделение племени кипчак (бассейн р.Иртыша)454Батчаев В.М. Маджарцы (к проблеме золотоордынского этапа этнической истории Северного Кавказа) //Проблемы этнографии осетин. Вып.2. – Владикваказ,1992. – С.87-88; у узбеков – племя «маджар»455С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.,1948. С.246 и др.

Предполагается, что город Маджар, располагавшийся по р.Куме, на месте современного г.Буденновска, был назван по имени одного из высокопоставленных ордынских вельмож, получившего в ленное пользование этот район. Такая гипотеза вытекает из полного названия этого города – Сарай-Маджар (у Рашид-ад-дина), которое сравнивается с «именными» топонимами ордынских городов – Сарай-Бату, Сарай-Берке (Э.В.Ртвеладзе, 1972). Действительно у Чингизидов был популярен монгольский антропоним Маджар: так звали, например, нескольких потомков Джучи: трех внуков по линии его сыновей Шибана, Шингкура, Чимпая, правнука – по линии сына Тангкута456СМИЗО, Т.2, С.54, 56, 58, 59.

В правление Узбек-хана (1313-1339) и Джанибек-хана (1339-1357) г.Маджар достиг максимальных пределов. Как и в других золотоордынских городах, здесь не было оборонительных стен, но вокруг города имелись заставы, посты, именуемые в русских летописях «сторожами» (Никоновская летопись)457Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар //СА. – М.,1973. №3, С.159.

Главная, наиболее крупная и богатая часть города, тянулась по левому, высокому берегу Кумы. Здесь в беспорядке были разбросаны отдельные участки-кварталы, которых даже к середине XIX в. проявлялось порядка 50-ти. К тому времени там же обозначено одно кладбище и 4 основания каменных строений458Минаева Т.М. Указ. раб. С.137.

Вторая, нижняя часть Маджара (известная позднее как «Кирки») располагалась северо-восточнее, на нижней террасе долины Кумы, где посредством плотин и дамб город защищался от разливов реки459Там же, С.136-137. В этом месте располагался торгово-ремесленный район. Сюда, в нижнюю часть города по крутому склону левого берега Кумы вела «широкая лестница, выложенная большими белыми изразцовыми плитами». Она находилась в северной части Маджара460Там же.

О развитой торговле Маджара свидетельствует значительное количество найденных здесь монет, подавляющее большинство которых было чеканено при Узбек-хане (1312-1340). По частоте находок затем следуют монеты его предшественника Тохты-хана (1290-1312), а затем – преемника, Джанибек-хана (1340-1357)461Там же, С.142.

Вряд стоит сомневаться в том, что аланы жили в самом Маджаре, в особенности если учесть, что аланский квартал существовав даже в поволжском городе Сарае – столице Орды. Упоминание о Маджаре, приходе (возвращении?) оттуда в горы части предков дигорцев, балкарцев и карачаевцев прочно зафиксировано в фольклоре этих народов, причем в них фигурирует даже имя хана Джанибека (см. ниже).

Выше уже отмечалось, что археологами выявлены аланские традиции в ремесленной сфере населения Маджара, из горной части Алании (Теберды) в этот город привозился мрамор.

Город подвергся погрому во время похода Тимура (1395-96 гг.), но затем жизнь в городе «всё же возродилась», о чем свидетельствуют в значительном количестве монеты XV в. и даже XVI в., найденные среди развалин города. К XVI веку относятся и некоторые надписи на надгробных плитах. «Очевидно, что в XV и XVI веках город или его развалины были обитаемы», заключает Т.М.Минаева462Там же, С.146. Места находок монет, подражающих монетам Тохтамыша, а также так называемой тимуридской керамики кон. XIV - нач. XV в., позволяет выяснить, что «обживались лишь некоторые участки былого торгово-ремесленного предместья и возвышенной части города»463Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.162.

В русской «Книге Большому Чертежу», составленной в XVII в. по материалам конца XVI века, говорится: «А по реке Куме, с правой стороны 7 мечетей татарских Можаров Юрт да мечеть по другой стороне реки Кумы Арак Кешень»464Минаева Т.М. Указ. раб. С.146. («Кешень» – видимо, от тюрк. кешене «мавзолей»).

Поселение здесь было и в XVII века, в начале которого, как доносит астраханский воевода в Москву (1608 г.), «крымский царь Казы Гирей по Турского царя повелению ставит «город на Можаровом городище блиско Терки, и тот де город немного не доделан, делают де ево восемьдесят мастеров»465Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.162 (источ.: А. М. Гневушев. Акты времени правления царя Василия Шуйского. М.., 1914, стр. 177).

Четверть века спустя, как сообщает другой русский документ (1633 г.) Маджар упоминается в качестве сборного пункта отрядов, участвовавших в походе Большой Ногайской Орды на Казыев улус (Малую Ногайскую Орду)466Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.64-65.

В том же веке Калмыцкий правитель Мончак сообщал, что тарковский шамхал Сурхай «да кабардинские владельцы», равно и «астраханские татары и все вообще мусульмане» установили связь с крымским ханом и азовским пашой. Более того, они «мыслят построить город на крымской стороне на урочище Маджара» для того, чтобы «между Астраханью и Тереком… не было дороги»467Там же (ист.: С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, VI, 11-12, М., 1961. стр. 580).

Видимо, город так и не был построен, но в 1667-1672 гг. на Куме появились первые группы казаков-раскольников с Дона, а в 1688 г. рядом с Маджарским городищем примерно около 1,5 тыс. таких беглецов построили земляной городок среди лесов, со рвом, валом. На территории Маджара кочевал калмыцкий хан Аюка (ханская ставка калмыков находилась на Куме у Нижних Маджар и позднее, в 1720-30-х годах)468Там же. С.64-65.

Через Маджар проходил путь, связывавший Подонье и Поволжье с Центральным Кавказом. Так, в 1607 г. «через Маджары на Волгу» отправился объединенный отряд «разных татар и казаков до восьмисот», который был нанят «из терских казаков в Татартупе и на Айбулаке» донскими атаманами и татарским царевичем Арпачаем469Там же. Русский автор, очевидец турецко-татарского похода к Азову и Астрахани 1677 г., сообщает о прохождении войска «полями Можарскими», где «есть много стен каменных», причем ежедневно «видено бяше по неколику столпов каменных», которые «прежде храмы были». И те войска шли «оными польми Можарскими две недели»470Минаева Т.М. Указ. раб. С.147. В документе 1777 г. упоминается «Маджарский тракт», по которому «Волжские и Хопёрские казаки вместе с Владимирским драгунским полком выступили в Кавказский край из Царицына»471Там же.

Путешественники XVIII в. дают сообщения об этой местности. Одним из первых европейцев, видевших её в том столетии, считается венгерский уроженец Ш.Туркаи, который перебрался в Россию в 1716 г., стал здесь офицером и служил в форпосте Сулак (Дагестан). О развалинах Маджара на р.Куме он пишет в письме из Астрахани в 1725 г.472Соснина Е.Л. Материалы Яна Потоцкого о Маджарах (к 200-летию посещения Маджар Я. Потоцким) // www.nasledie.org

Рис.46 Маджар XVIII в. (Ист.: Н.Г.Волкова. Маджары //КЭС, Вып.5)

Иоганн Густав Гербер, также служивший на Кавказе в 1720-е гг., пишет, что в том месте, где в р.Куму впадает р.Бирума (совр. р.Буйволы,), «есть весьма хорошие и приятные поля и рощи и многие остатки древних строений. Особенно видны там остатки разоренного города с хорошим каменными домами и сводами, из которых, так же как и из лежащих между остатками камней, высеченных и частью украшенных резьбой, не что иное заключить можно, как то, что тут был великий и славный город. Эти остатки тамошние соседние народы называют Маджар»473СКЕЛ, С.154.

Академик-натуралист С.Г.Гмелин (сентябрь 1772 г.) первым дал подробное описание памятников исламского зодчества Маджара. «Развалины сии, - пишет он, - свидетельствуют, что город был велик и великолепен»474Минаева Т.М. Указ. раб. С.149-150.

В следующем году академик И.А.Гюльденштедт пишет, что Маджар «содержит на одном месте приблизительно в 400 квадратных саженей приблизительно 50 различных строений из кирпичей»475http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Gildenstedt/.

Всего учеными той поры фиксируется три кумских Маджара. Так, почетный член Российской Академии наук граф Ян Потоцкий (1798 г.) именует собственно Маджарское городище «Большими Маджарами», а Бургон-Маджарское – «Малыми Маджарами»476Соснина Е.Л. Указ. раб. .

Маджарское городище академик Г.Клапрот (1807-1808 г.) назвал «Средним Маджаром», а руины зданий в нескольких километрах от него – «Верхним Маджаром»477Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах. Пер. с англ. К.А.Мальбахов. – Нальчик:Эль-Фа,2008. –С.83. Соответственно у него есть и «Нижний Маджар», под которым ученый разумеет Боргон-Маджар (Бургон-Маджар) – в 30 км верстах на Куме к востоку от г.Маджара478Клапрот Ю. Указ. раб. С.82-83. Добавим, что Бургон-Маджар отождествляется с историческим г.Новым Маджаром («Джадид Маджар» монетных легенд).

Итак, в золотоордынское время Маджар был крупнейшим городом Северного Кавказа, одной из резиденций самого хана. Уже в то время он прочно ассоциировался у местного населения с великим государством, могущественными правителями и святыми наставниками из обителей. Это неизбежно вело к сакрализации не только местности (коренное население веками не касалось памятников Маджара), но и самого имени Маджар. С последним стали отождествлять всякий почитаемый архитектурный памятник древности. Еще два века назад Г.Ю.Клапрот подметил, что термин Маджар горцы применяют почти к каждому заброшенному жилищу479Батчаев В.М. «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел? //Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. – Черкесск,1988. - С.166 (Ссылка: Клапрот Г.Ю. Исследование о развалинах Маджарских на реке Кума //«Московский телеграф». 1825. IX-X. С.112). Его старший современник П.С.Паллас (1793-94 гг.) пишет, что «на высоких горах около Большого Джинджика», т.е. у р.Большого Зеленчука, на территории нынешней Карачаево-Черкесии, имеется местность «Маджар», называвшаяся у черкесов Маджар Уна «дом Маджар»480СКЕЛ, С.321. Известно, что в долине Б.Зеленчука располагаются строения аланского столицы (совр. Нижне-Архызское городище). Также Маджаром сравнительно недавно местное население называло и аланские городища Верхнего и Нижнего Джулатов481Батчаев В.М. Указ. раб. С.167 (Ссылка: Кузнецов В.А. Алания в X-XIII вв. Орджоникидзе,1971. С.194-195; Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. Орджоникидзе,1973. С.155). Под тем же наименованием известно городище на р. Сулак в Дагестане482Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.43.

В целом сложилось так, что на Северном Кавказе словом маджар, мадзар население обозначало любое каменное заброшенное городище, нередко бывшее местом поклонения живших здесь народов /Н.Г.Волкова/. В культовой практике Средней Азии могила того или иного святого, к которой осуществляется ритуальное посещение (зиарат), называется мазар. Данное название стало отождествляться с термином маджар и, таким образом, произошло фонетическое и семантическое совпадение.


Примечания.
452 [↑ назад]СМИЗО, Т.2, С.34, 127
453 [↑ назад]Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар //Материалы по истории Ставропольского края. 1953, вып.5, С.137
454 [↑ назад]Батчаев В.М. Маджарцы (к проблеме золотоордынского этапа этнической истории Северного Кавказа) //Проблемы этнографии осетин. Вып.2. – Владикваказ,1992. – С.87-88
455 [↑ назад]С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.,1948. С.246
456 [↑ назад]СМИЗО, Т.2, С.54, 56, 58, 59
457 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар //СА. – М.,1973. №3, С.159
458 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.137
459 [↑ назад]Там же, С.136-137
460 [↑ назад]Там же
461 [↑ назад]Там же, С.142
462 [↑ назад]Там же, С.146
463 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.162
464 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.146
465 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.162 (источ.: А. М. Гневушев. Акты времени правления царя Василия Шуйского. М.., 1914, стр. 177)
466 [↑ назад]Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.64-65
467 [↑ назад]Там же (ист.: С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, VI, 11-12, М., 1961. стр. 580)
468 [↑ назад]Там же. С.64-65
469 [↑ назад]Там же
470 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.147
471 [↑ назад]Там же
472 [↑ назад]Соснина Е.Л. Материалы Яна Потоцкого о Маджарах (к 200-летию посещения Маджар Я. Потоцким) // www.nasledie.org
473 [↑ назад]СКЕЛ, С.154
474 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.149-150
475 [↑ назад]http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Gildenstedt/
476 [↑ назад]Соснина Е.Л. Указ. раб.
477 [↑ назад]Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах. Пер. с англ. К.А.Мальбахов. – Нальчик:Эль-Фа,2008. –С.83
478 [↑ назад]Клапрот Ю. Указ. раб. С.82-83
479 [↑ назад]Батчаев В.М. «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел? //Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. – Черкесск,1988. - С.166 (Ссылка: Клапрот Г.Ю. Исследование о развалинах Маджарских на реке Кума //«Московский телеграф». 1825. IX-X. С.112)
480 [↑ назад]СКЕЛ, С.321
481 [↑ назад]Батчаев В.М. Указ. раб. С.167 (Ссылка: Кузнецов В.А. Алания в X-XIII вв. Орджоникидзе,1971. С.194-195; Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. Орджоникидзе,1973. С.155)
482 [↑ назад]Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.43