Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"
Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 6. АЛАНЫ-МУСУЛЬМАНЕ («МАДЖАРЦЫ») В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ |
Золотоордынская эпоха прочно запечатлена в памяти населения Кубано-Терского междуречья (исторической Алании). Она отражена, в частности, в преданиях о происхождении части горских народов из Маджара, который нами был неоднократно затронут в связи с различными аспектами излагаемой темы. Рассмотрим фольклорные реликты упоминаний о мусульманах из числа маджарских алан.
О происхождении дигорских князей-баделятов из Маджар первым, кажется, упоминает подполковник Штедер (1781 г.). Он пишет, что «Баделяты были двумя братьями, потомками маджарского хана», которые «после рассеивания Маджар» столкнулись с жителями «спокойных Дигорских долин»483Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. – Орджоникидзе,1989. – С.66.
О том, что баделяты происходят из Маджар упоминает и Г.Ю.Клапрот (1807-1808 гг.)484Гутнов Ф.Х. Указ. раб. С.67; См. также: Пфаф В.В. Материалы для древней истории осетин //ССКГ, Вып. V. Тифлис, 1871. .
В 1865 г. в газете «Кавказ» предание о Баделе публикует К.Красницкий, сообщающий об его огнестрельном оружии, которого в горах никто не знал. Именно применением такого оружия Бадел обрел признание со стороны дигорцев485Гутнов Ф.Х. Указ. раб. , С.17-18.
Позднее В.Б.Пфаф (1870) указывает, что первым с огнестрельным оружием пришел в Дигорию именно Бадел, из чего делается вывод, что он жил не позднее XV века486Гутнов Ф.Х. Указ. раб. С.66. Потомками Бадела считаются тапан-дигорские князья Абисаловы, Битуевы, Кабановы, Караджаевы, Кубадиевы, Тугановы, Чегемовы.
К. Кох также приводит предание о переселении в Дигорию насельников из Маджар на Куме.
Первое упоминание карачаево-балкарского предания о происхождении части населения Балкарии из Маджара опубликовано более 200 лет назад. Оно принадлежит Г.Ю.Клапроту, который сообщает легенду карачаевцев о том, что они «переселились из Маджара в район, где ныне обитают, до прихода черкесов в Кабарду»487Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807-1808 годах. Сост. и пер. К.А.Мальбахова. - Нальчик:Эль-Фа,2008. – С.164.
Относительно балкарцев («бассиан») тот же автор пишет: «Их старики рассказыва¬ют, что в давние времена они обитали в степи Кума близ Дона, но когда точно, сказать они не могут. Их столица, которая, как говорят, была очень величе¬ственна, называлась Кирк Маджаром, что на их языке означает «Сорок каменных строений» или «Сорок четырехколесных телег», следуя двойному толкованию, что может быть применено к Маджару. Они утверждают, что руины Маджара, все еще сохраняющиеся, являются остатками этого города». Клапрот поясняет, что «имя бассианов… произошло от главного среди них рода»488Там же, С.160-161. Речь идет о княжеской сословной группе басиат из Верхне-Черекского (собственно Балкарского) ущелья, предок которых носил имя «Басиат». К нему мы вернемся чуть ниже, а здесь упомянем местность «Кирки» в Маджарском городище (Рис.47), которая, по всей видимости, получила своё наименование от упоминавшегося топонима «Кирк Маджар».
К маджарским истокам балкарцев Клапрот возвращается еще раз: «некоторые племена бассианских татар в высоких горах Кавказа, у истоков Чегема и Черека, утверждают, что они произошли от жителей этого Кирк Маджара»489Клапрот Ю. Указ. раб. С.90-91. (Басиани – грузинское наименование Балкарии).
Со слов баксанского таубия Мурзакула Урусбиева в 1829 г. предание о маджарском князе записал Ж.Ш. де Бесс490АБКИЕА. С.331-333.
В 1834 г. И.Ф.Бларамберг повторяет данные Клапрота о приходе карачаевцев на нынешнюю территорию «из Маджар еще до того, как черкесы пришли в Кабарду»491Бларамберг Иоганн. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. – Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,1999. – С.308.
Следующая запись о Маджаре и маджарцах относится к 1883 г. и принадлежит русским этнографам В.Миллеру и М.Ковалевскому. Их информатором был балкарский князь (таубий) Абаев, который сообщил предание о том, что из Маджар пришли в Верхне-Черекское ущелье «предки нынешних балкарцев», которые «стали теснить туземцев». Именно во время этих столкновений пришельцев с аборигенами «из Маджар явился в те же места некто Мысака́, ставший впоследствии родоначальником некоторых балкарских фамилий».
Поначалу «он со своими поселился отдельно от балкарцев» /пришельцев из Маджара/, с которыми «только находился с ними в дружественных сношениях». Лишь затем «балкарцы изъявили согласие признать его своим таубием, если он покорить туземцев». После того, как «ему с дружиной удалось это сделать», Мысака «стал пользоваться среди балкарцев значительным влиянием». После этого Мысака вернулся «к маджарам и привел оттуда с собою своего ленного власти¬теля Басиата, при котором Мысака в Маджаре состоял узденем»492Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды //Вестник Европы. 1884. №4-5, С.553-554.
Как сообщает тот же информатор, родоначальники балкарских (верхне-черекских) и дигорских князей Басиат и Бадинат были родными братьями, чей отец жил «при Джамбек-хане маджарском» и «быль во враждебных отношениях с своими родственниками». Поеле кончины отца «братьям пришлось выселиться, и они отправились с дружиною в Дигорию». В пути Басиат ехал на коне, а младший брат, Бадинат – на муле /кар.-балк. къадыр/. «Подъезжая к дигорскому аулу, младший брат уговорил старшего уступить ему коня», а дигорцы из-за этого приняли Бадината за старшего и «оказали ему больше почету». Обидевшийся старший брат вернулся в Маджар, а младший остался в Дигории (где его именуют Бадил), положив начало тамошним бадилятам (князьям). К вернувшемуся в Маджар Басиату прибыл Мысака, который, увидев «стесненное положение», пригласил своего сюзерена в Балкарию, правда, с условием, что будет пользоваться равными с ним правами. Басиат дал начало балкарским князьям Абаевым, Айдабуловым, Джанхотовым, Шакмановым493Там же, С.554-555. От имени прародителя эта сословная группа горских князей Балкарии получила наименование басиат, а само Балкарское (Верхне-Черекское) общество у соседних грузин стало именоваться Басиани.
Позднее В.Миллер публикует предание о том, что Басиат и Бадилят через своего отца Джанибек-хана были потомками Чингиз-хана (по линии его внука – первого хана-мусульманина Берке)494Батчаев В.М. Маджарцы.., С.92-93 (Ссылка: Миллер В.Ф. Терская область. Арохеологические экскурсии //МАК. М.,288. Т.1, С.78-79)..
Версию предания в 1910 г. воспроизвел в своем очерке «Балкария» просветитель Мисост Абаев. Он даёт важное для нас уточнение – у братьев Басиата и Бадилята на вооружении было ружье, что сыграло важную роль. Однажды «враждебное племя угнало у дигорцев скотину, Бадилят пустился в погоню за неприятелем и, догнав его, выстрелил по нему и своего ружья, и неприятель, не имевший понятия об огнестрельном оружии, испугался звука и дыма, происшедших от выстрела, бросил скот и убежал». Бадилят остался в Дигории на правах правителя, а Басиат «решил искать счастья в другом месте, переехав через высокие хребты гор, отделявшие Дигорское ущелье от Малкарского, поехал к малкарам (балкарцам), где и был принят». Он прибыл к балкарцам «верхом на лошади и с огнестрельным оружием, о котором в то время горцы не имели понятия… Порох в его ружье воспламенялся, и раздавался выстрел, когда он подносил к дырочкам ствола ружья огонь (надо полагать, это было фитильное ружье). Басиат производит сразу такое сильное впечатление на малкарцев, что они добровольно подчиняются ему…». Отметим, что он появился у балкарцев со своей дружиной («сопровождали люди, которые ему прислуживали»)495Абаев М.К. Балкария. Исторический очерк //Азаматов К.Г., Хутуев Х.И. Мисост Абаев: Общественно-политические взгляды. – Нальчик:Эльбрус,1980. – С.91-126.
Предание о том, что из Маджар происходили Басият и Мисака чуть раньше упоминает и Н.Тульчинский (1903)496Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. – Владикавказ, 1903. - С.164.
В трудах исследователей неоднократно предпринимались попытки идентифицировать «Джанибек-хана маджарского». Некоторые авторы видят в нем золотоордынского хана Джанибека (1342-1357). Другие обращают внимание на упоминание в «Истории Ленг-Тимура и его преемников» (Товма Мецопеци, XV в.) некоего золотоордынского полководца Джанибека, которого хан Тохтамыш направил в Иран. Туда и обратно войска этого Джанибека в 1386 г. проходил через «врата Аланские»497Гутнов Ф.Х. Указ. раб. С.67-68.
Коснемся этнической принадлежности маджарцев, упоминаемых в преданиях карачаево-балкарцев и дигорцев. Исходя из приеденных материалов, исследователи полагают, что «правомерность отождествления легендарных Маджар с аланскими городищами предгорной зоны (откуда миграция населения в горы во все исторические эпохи была частым явлением) становится еще более вероятной»498Батчаев В.М. «Мы пришли из Маджар».., С.168.
Говоря о дигорской и балкарской версиях предания о маджарцах Бадиляте и Басияте, В.М.Батчаев обоснованно полагает, что «обе национальные версии отражают реальные события XV-XVI столетий», а именно миграцию плоскостных алан («маджарцев») в высокогорную зону Центрального Кавказа». Также и осетинский исследователь Ф.Х.Гутнов видит в предании о двух братьях из Маджара (дигорская версия имен: Бассиат и Бадел) отражение ухода маджарских алан в горы к своим соплеменникам, приурочивая эти события к временем походов Тимура на Северный Кавказ499Гутнов Ф.Х. Указ. раб. С.68.
Мы соглашаемся с тем, что пришедшие к горным аланам и подчинившие их фольклорные «маджарцы» это те же аланы, но равнинные, оседлые, частично урбанизированные и потому – более развитые.
Вместе с тем, перед нами встаёт вопрос о религиозной принадлежности «маджарцев», т.е. оседлых алан. Нет никакого сомнения, что Маджар это, в своей основе, мусульманский город, поэтому маджарцы – преимущественно мусульмане. Равным образом мы не сомневаемся и в том, что оседлое (не обязательно) население Золотой Орды из числа вчерашних язычников в целом было исламизировано.
Завоевание исламом прочных позиций в кочевой степи, пишет Д.В.Васильев, и последующее «превращение его в господствующую религию несколько затянулось по сравнению с городами», однако «уже к середине XIV века всё население Золотой Орды - и городское и кочевое - можно считать в целом мусульманизированным»500Васильев Д.В. Погребальные памятники центральных областей Улуса Джучи :к вопросу об исламизации населения Золотой Орды. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Казань, 2007.. (Разумеется, речь идет о населении не вассальных христианских государств типа русских княжеств, а собственно Золотой Орды).
Наше внимание привлекает то, что «устная традиция вполне определено подчеркивает… мусульманское вероисповедание Басиата и его дружины»501Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.168; Его же: Маджарцы.., С.93. Иными словами, Басиат и Бадилят пришли в Балкарию и Дигорию соответственно уже мусульманами.
Поэтому естественно будет полагать, что равнинные аланы-«маджарцы» привнесли с собой в горы собственную религию, т.е. ислам. Ведь не секрет, что горские аланы были в основе своей язычниками (отчего, кстати, и получили сокрушительный удар от Тимура). Неудивительно, что пришедшие в горы аланские князья-мусульмане не довольствовались установлением своей власти над горскими соплеменниками, но стремились искоренить здесь язычество.
Естественно, первый удар пришелся по языческой обрядности, связанной с похоронно-поминальным культом.
Примечания.
483 [↑ назад]Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. – Орджоникидзе,1989. – С.66
484 [↑ назад]Гутнов Ф.Х. Указ. раб. С.67; См. также: Пфаф В.В. Материалы для древней истории осетин //ССКГ, Вып. V. Тифлис, 1871.
485 [↑ назад]Гутнов Ф.Х. Указ. раб. , С.17-18
486 [↑ назад]Гутнов Ф.Х. Указ. раб. С.66
487 [↑ назад]Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807-1808 годах. Сост. и пер. К.А.Мальбахова. - Нальчик:Эль-Фа,2008. – С.164
488 [↑ назад]Там же, С.160-161
489 [↑ назад]Клапрот Ю. Указ. раб. С.90-91
490 [↑ назад]АБКИЕА. С.331-333
491 [↑ назад]Бларамберг Иоганн. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. – Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,1999. – С.308
492 [↑ назад]Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды //Вестник Европы. 1884. №4-5, С.553-554
493 [↑ назад]Там же, С.554-555
494 [↑ назад]Батчаев В.М. Маджарцы.., С.92-93 (Ссылка: Миллер В.Ф. Терская область. Арохеологические экскурсии //МАК. М.,288. Т.1, С.78-79).
495 [↑ назад]Абаев М.К. Балкария. Исторический очерк //Азаматов К.Г., Хутуев Х.И. Мисост Абаев: Общественно-политические взгляды. – Нальчик:Эльбрус,1980. – С.91-126
496 [↑ назад]Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. – Владикавказ, 1903. - С.164
497 [↑ назад]Гутнов Ф.Х. Указ. раб. С.67-68
498 [↑ назад]Батчаев В.М. «Мы пришли из Маджар».., С.168
499 [↑ назад]Гутнов Ф.Х. Указ. раб. С.68
500 [↑ назад]Васильев Д.В. Погребальные памятники центральных областей Улуса Джучи :к вопросу об исламизации населения Золотой Орды. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Казань, 2007.
501 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.168; Его же: Маджарцы.., С.93