Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"
Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 6. АЛАНЫ-МУСУЛЬМАНЕ («МАДЖАРЦЫ») В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ |
В рассматриваемом аспекте большое значение приобретают некрополи XIV-XV вв.Балкарии, Карачая и Осетии, т.е. территории исторической Алании. Рассмотрим грунтовые погребения и начнем обзор с Северной Осетии. Археологами отмечается, что здешние могильники «Сухая Балка» и Верхнего Джулата характеризуются явными признаками мусульманского погребального обряда, включая западную ориентировку, разворот погребенных на правый бок, грунтовую яму с подбоем. Эти и другие соображения позволяют археологам сделать вывод о том, что в обоих упомянутых могильниках Северной Осетии похоронены лица, «уже подвергшиеся исламизации». Именно этот процесс обусловил и то, что черты мусульманского погребального обряда появились даже в курганах («с явным и четким разворотом на правый бок», Новопавловский могильник на Ставрополье)502Нарожный Е.И. Средневековые кочевники Северного Кавказа (Некоторые дискуссионные проблемы этнокультурного взаимодействия эпохи Золотой Орды). – Армавир,2005. – С.185, 187, 192-192.
Носителями новых, уже исламских обычаев на Центральном Кавказе были вначале жители её степной зоны – тюркизирующиеся монголы, куманы, равнинные аланы и др. Часть которых оседала в городских поселениях, но большей частью вела кочевое скотоводческое хозяйство. Эти поселения находились в основном в бассейне Терека, который тогда входил в состав Золотой Орды, а затем её преемницы – Большой Орды (не путать с возникшей позже Большой Ногайской Ордой). Именно этому, преимущественно кумано-аланскому, населению и принадлежат курганные погребения XIV-XV веков в бассейне р.Терека503Там же, С.17.
В могильнике «Сухая Балка» из юго-западной окраины г.Владикавказа XIV в. археологами был найден серебряный шестигранный футляр с орнаментом (длина 10,2 см, диаметр 2,4 см) /Рис.35/. Исследователи знают, что в таких футлярах («амулетницах») размещались фрагменты из Корана, бумажные амулеты (дуа). Поэтому у археологов находки таких амулетниц, которые встречаются в материалах, датируемых не ранее XIV в., справедливо связываются с исламизацией. И рассматриваемая амулетница, как пишет Е.И.Нарожный, «может рассматриваться как свидетельство принадлежности её владельца к исламу»504Там же, С.92-93..
Рис.48. Погребение мусульманского типа с гробовищем (вверху) и подбоем. Могильник «Сухая Балка». XIV в. Северная Осетия (По Е.И.Нарожная).
От себя мы добавим, что в похоронной обрядности горцев-мусульман, например у карачаевцев, практика вложения в саван покойника написанного на бумаге «могильного дуа» (къабыр дуа) встречалась вплоть до 1990-х гг. включительно.
Касаясь Балкарии, археолог В.М.Батчаев указывает, что примерно на рубеже XIV-XV веков в здешней традиции погребальной обрядности (самой консервативной у всех народов) происходит «явление глобального масштаба». Речь идет о том, что прежние подземные склепы «постепенно вытесняются каменными ящиками и грунтовыми могилами, коллективные захоронения – индивидуальными, инвентарь уже не содержит ни керамики, ни оружия, в ряде случаев меняется ориентировка погребенных, в могилах появляются деревянные гробы и т.д.»505Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.65
Тот же автор отмечает, что «в подавляющем большинстве случаев комплексы позднего средневековья содержат индивидуальные захоронения с вытянутым на спине трупоположением», причем «ориентировка погребенных преимущественно западная».
Устанавливаются такие черты погребального обряда как круглые и овальные выкладки на поверхности могил, подсыпка древесного угля506Там же.
Много лет изучению позднесредневековых погребений Карачая отдал проф. Х.Х.Биджиев (1939-1999), который проанализировал итоги исследования всех трех типов погребальных сооружений той поры: грунтовых могил (1), курганов (2), мавзолеев-кешене (3).
В их числе – 125 грунтовых могил двух могильников а.Картджурта и 11 курганов у этого же селенья, а также мавзолеи Картджурта и Эльджурта, принадлежавшие князьям Крымшамхаловым.
Всем трем типам погребений, как подчеркивает Х.Х.Биджиев, «характерно единство погребального обряда»:
- одинаковая ориентировка головой на запад;
- положение скелета, который вытянут на спине, руки вдоль туловища;
- покойник похоронен в гробу (гробу-колоде)507Биджиев Х.Х. Погребальные памятники Карачая XIV-XVIII вв. //Вопросы средневековой истории народов Карачаево-Черкесии. Отв. ред. В.И.Марковин. – Черкесск,1979. - С.64-66, 70-72, 75-77, 86.
Данный погребальный обряд имеет аналогии в позднесредневековых памятниках как КЧР (в погребениях могильника а.Новокувинского, XIII-XV вв.), так и Балкарии (в могильниках Байрым, Курноят, Ташлы-Тала, XIII-XV вв.)508Там же, С.70.
Рис.49. Погребения из Балкарии XIV-XV вв. (по В.М.Батчаеву): Из Верхне-Холамского (слева) и Ташлы-Талинского могильников
Анализ этих памятников привел тогда нашего археолога к выводу о … неисламском их характере. «Положение и ориентировка покойников, - пишет Х.Х.Биджиев, - наличие инвентаря и гроба-колоды, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что данное погребение – домусульманское»509Там же, С.76.
Он отмечает и другие «языческие черты» погребального обряда, к коим относятся:
- наличие инвентаря в погребении (предметов быта, а в женских погребениях – и украшений;
- квадратные, круглые или овальные выкладки камнем на поверхности грунтовых могил;
- наличие древесного угля на дне могильной ямы510Там же, С.64, 69, 72, 86-90.
Кроме того, Х.Х.Биджиев противопоставлял склепы типа мавзолеев (кешене) мусульманской традиции511Там же, С.85.
Позволим себе полагать, что вывод 30-летней давности был, скорее всего, предварительным (отсюда и осторожная оговорка археолога: «по нашему мнению»). На самом же деле, практически все выдвигавшиеся тогда аргументы сейчас уже не имеют убедительной силы для отрицания мусульманского характера погребального обряда позднесредневекового Карачая (и Балкарии). Почему?
Начнем по порядку.
«Наличие гроба». Сейчас северокавказские мусульмане знают лишь один способ погребения: покойник в саване помещается в подбой (нишу) южной стороны могильной камеры, после чего ниша замуровывается досками (реже – плитами), а могильная яма засыпается извлеченным из неё же грунтом. Но, как показывает исторический опыт, гроб вовсе не противоречит исламу и его использования практиковалось в мусульманском мире. Специалисты обращают внимание на то, что, например, «захоронения в мусульманских мавзолеях» во многих регионах Золотой Орды содержали помещение покойного в гроб, а часть мусульманских же погребений не имела подбоя512Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации //Ученые записки Астраханского государственного университета. – Астрахань: Изд-во АГК,2003.. Погребение в гробу выявлены, например, в ессентукских мусульманских мавзолеях513Ртвеладзе Э.В. Два мавзолея золотоордынского времени в районе Пятигорья // Советская археология, 1969, № 4, С.264.
«Ориентировка покойников». Вряд ли нужно доказывать, что западная ориентировка и есть мусульманская: по сей день карачаевцы и другие мусульманские народы Северного Кавказа хоронят своих покойников головой на запад – дабы лицом были на юг (к Мекке).
«Положение покойников». И здесь аналог у нынешних мусульман: тело покойного вытянуто на спине, руки – вдоль тела. Когда хоронят в саване, то тело, подсыпая грунт под левую лопатку, слегка поворачивают лицом к югу. Разумеется, когда тело находится в гробу, такое не делалось.
«Инвентарь». В погребениях мусульман долгое время инвентарь бытовал. Так, специалисты (В.А.Иванов, А.А.Бисембаев, Д.В. Васильев, В.А.Кригер) выделяют отличительные особенности мусульманской группы захоронений Золотой Орды – «наличие в течение некоторого времени» женских украшений (серьги, перстни), головных уборов «бокка», подвесок (тумаров), встречающихся с монетами сер. XIV – нач. XV вв.514Васильев Д.В. Мусульманский погребальный обряд в Золотой Орде. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2007. С.151 // astinform.ru
Ведущий отечественный специалист по археологии золотоордынского времени Г.А.Федоров-Давыдов указывает, что мусульманские погребения с инвентарем известны во многих городских некрополях Золотой Орды (Маджар; Увек; у Соленого озера; на Царевском городище и др.)515Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М.:Изд-во МГУ.1965. – С.205.
Мусульмане – казахи даже в XVIII-XIX вв. в женских могилах хоронили детали кибитки; более того, они хоронили с покойником и коня, устанавливали на могиле кол с конским черепом, «которому придавали священное значение»516Там же, С.128, 130 (Ист. Кастанье И.А. Надгробные сооружения киргизских степей. – Оренбург,1911. – С.80-81, 83, 85)..
«Угольная подсыпка». В мусульманских захоронениях мечети Верхнего Джулата (золотоордынский период), где погребенные были обращены лицом на Мекку, встречаются: в одном – угли, в другом – инвентарь517Васильев Д.В. Указ. раб. С.85.
«Каменные выкладки» на поверхности могил также не противоречат практике мусульманских народов в ранний период исламизации. Так, многие, именно мусульманские погребения в Золотой Орде имели кирпичные выкладки и оградки518Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.205. О каменных выкладках можно привести пример ногайцев, которые приняли еще в золотоордынскую эпоху, в XVII-XVIII вв. обкладывали могилы сородичей камнями на поверхности519Биджиев Х.Х. Указ. раб. С.69 (Ссыл.: Минаева Т.А. Археологические памятники Черкесии //Труды Черкесского НИИ. Вып.2. – Черкесск,1954.- С.296-298).
Как видим, все «языческие черты» позднесредневековых погребений Карачая (инвентарь, уголь и пр.) находят аналогии в мусульманских погребениях эпохи Золотой Орды.
Вообще, следует отметить особую живучесть доисламских пережитков у всех скотоводческих мусульманских народов. Добавим, что «языческие черты» в погребальной обрядности имеются и у нынешних мусульман – чего стóят «состязания» в размерах и роскоши надмогильных стел у современных мусульман Северного Кавказа!
Перейдем к наземным склепам (мавзолеям). Они в домонгольское время не были характерны для Алании (христианский мавзолей Х в. из Нижней Теберды единичен, а потому – исключение, подтверждающее правило). Мавзолеи в горной части Алании впервые появились XIV-XV вв.520Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. //Сборник. Грозный, 1963; Иессен А.А. Археологические памятники Кабардино-Балкарии. МИА. М., Вып.3, С.31; С.63-64; Мизиев И.М. Средневековая Балкария. – Нальчик:Эльбрус,2009. – С.76, 88 и др., а это, как мы уже знаем, период мусульманских государственных образований, Золотой Орды и её преемницы – Большой Орды. На их культурное влияние указывают многочисленные данные по истории материальной культуры на территории исторической Алании, прежде всего – Карачая, Балкарии, Осетии.
Так, если исходить из статистики погребальных сооружений Осетии, которую даёт археолог Р.Г.Дзаттиаты, то всего в это регионе выявлено 263 надземных склепов, из которых в Дигории – 104, Тагаурии – 70, Куртатии – 49, Алагире – 38, Южной Осетии – 2)521Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии. – Владикавказ: Ир, 2002. – С.84-85.
Обратим особое внимание на то, что 174 таких усыпальниц, т.е. две трети всех надземных склепов приходится на наиболее исламизированные осетинские районы (Дигория – около 40%, Тагаурия – 27%).
В то же время на территории христианской Южной Осетии, которая, находясь за Главным Кавказским хребтом, почти не подверглась культурному влиянию Золотой Орды, таких усыпальниц только две. Несложно догадаться, что совпадения эти случайными быть не могут.
Не позднее XV вв. датируются в Балкарии два типа надземных склепов– прямоугольные с двухскатной крышей (усыпальница владельцев Усхурского замка, Верхне-Чегемский склеп близ церкви Байрым) и круглоплановые (напр., у с.Ташлы-Тапла)522Батчаев В.М. Балкария.., С.48; Мизиев И.М. Средневековая Балкария. – Нальчик:Эльбрус,2009. – С.76, 78. Такие склепы имеются и в Осетии, Чечне и Ингушетии.
Мы разделяем мнение археолога В.М.Батчаева о том, что третий тип усыпальниц – многогранные мавзолеи – не были заимствованы теми же балкарцами извне (Азербайджан, Крым и др.). Убедительно напоминание самого В.М.Батчаева о кочевнических склепах, которые упоминает Г.Рубрук (XIII в.)523Батчаев В.М. Балкария..,, С.55, 56. Аргументированным был бы, на наш взгляд, маджарский исток, в особенности, если учесть, что тема Маджар в карачаево-балкаро-осетинской истории третье десятилетие успешно разрабатывается самим В.М.Батчаевым.
Ведь установлено, что многогранный тип мавзолеев был характерен для Северной Осетии и Балкарии524Мизиев И.М. Средневековая Балкария. – Нальчик:Эльбрус,2009. – С.81-83, тогда как в соседних Чечне и Ингушетии таковых нет525Там же, С.79 (как, впрочем, и в Дагестане). Разве случайно то, что многогранные склепы характерны именно для тех регионов, с которыми связывается миграция из Маджара братьев Басията и Бадилята, мусульман по вероисповеданию? (Кстати, на примере балкарских усыпальниц такого типа археологами отмечается мусульманский характер их погребений526Там же, С.73; Алексеева Е.П. Археологические раскопки в районе с.Верхний Чегем в 1959 г. //Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. - Нальчик,1960. – Вып.9, С.194).
Излишне напоминать, что именно в некрополях Маджара, как и других золотоордынских городов, мы впервые и встречаемся с многогранными мавзолеями. В еще большей мере их знали предки нынешних карачаево-балкарцев и осетин довольно, которые усваивали золотоордынскую духовную и материальную культуру в Маджаре, Пятигорье, обоих Джулатах и др.
Балкарские и осетинские феодалы, возводившие своё происхождение к маджарцам, естественным образом могли заимствовать для облика собственных склепов образцы из «усыпальниц предков», тогда еще зримых на руинах соседнего Маджара. Подражание предкам – факт известный в культурной традиции народов всех континентов. Поэтому родиной северокавказских многогранных усыпальниц следует, на наш взгляд, локализовать в Маджаре.
Кстати, прямоугольные и круглые в плане надземные склепы также могли иметь (и, видимо, имели) прототипами именно золотоордынские образцы.
Как видим, анализ некрополей XV-XVIII вв. указывает на их, в общем-то, мусульманский характер. Может, даже раннемусульманский (учитывая переходную обремененность многочисленными «языческими чертами»).
Откуда же пришел ислам в горную часть исторической Алании, на месте которой возникли феодализирующиеся общества Балкарии, Карачая, Осетии?
Появление нового погребального обряда (который мы считаем исламским в своей основе) В.М.Батчаев связывает «с инфильтрацией в местную среду определенных групп инородного населения с более высоким уровнем социального развития», а именно равнинных алан. Мы разделяем данную точку зрения.
Равнинные аланы привнесли в нагорье не только новую обрядность, но и более развитый политический и социальный уклад. Их представители и составили правящую элиту, утвердившуюся у горцев Кубано-Терского междуречья. Совершенно справедливо В.М.Батчаев полагает, что здесь «процесс феодализации наметился не позднее золотоордынского периода, а вовсе не в XVI-XVII вв., как это склонны полагать некоторые историки»527Батчаев В.М. Балкария.., С.185.
Добавим еще один любопытный факт. По легенде, которую приводит П.С.Паллас (1793-94 г.), конец Маджара местным населением связывается с нашествием пауков (маджарцы «были изгнаны отсюда великим множеством тарантулов»528СКЕЛ, С.321-322). В это связи обращает на себя внимание то, что в карачаево-балкарском нартском эпосе бытует сказание о пауках-людоедах, с которыми боролся витязь Сосурук. В нем говорится, что те пауки были величиной с корзину и плели паутину, толщиной с аркан; обитали они в краю Тызыл, в местности под названием Кердеуюклю». Там есть возвышенность Шаушюгют, огражденная глубокими ущельями, где «до сих пор лежат кости и черепа людей, которых сожрали эти пауки»529Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Восточная литература,1995. С.381-382. Уникальность этого сказания уже подчеркивалась исследователями530Там же, С.625, а для нас в нем важно то, что «мотив пауков» принадлежит именно тому народу, у которого бытует предание о происхождении из Маджара, «погубленного пауками».
Безусловно, маджарские исторки элементом материальной и духовной культуры в горцев, «маджарский цикл» в горском фольклоре требуют и дальнейшего, всестороннего изучения, которое, как мы надеемся, выявить новые грани данной исследовательской темы.
***
Маджар, этот некогда знаменитый центр средневековой мусульманский культуры Северного Кавказа с бесценными памятниками средневекового зодчества был уничтожен в ходе колонизации региона. Академик Г.-Ю. Клапрот прямо обвиняет в этом царского наместника на Кавказе. «Их полный снос… должен быть приписан в особенности графу Павлу Сергеевичу Потемкину, приказавшему разрушить самую большую часть строений, в его времени еще сохранившихся». Он использовал маджарский кирпич на постройку города и крепости Екатеринограда531Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах. Пер. с англ. К.А.Мальбахов. – Нальчик: Эль-Фа,2008. – С.89.
После того, как в 1780-90-х гг. в долине р.Кумы начали появляться деревни поселенцев, местный «мамайский» кирпич стал использоваться ими для строительных целей. Если в 1780 г., по данным академика П.С. Палласа, в Большом (Верхнеем) Маджаре было 32 постройки532СКЕЛ, С.321, то в 1786 г., когда он побывал здесь вторично, то увидел здесь только 6 зданий, а остальные были уже разрушены533Минаева Т.М. Указ. раб. С.151.
В XIX в. поселенцы появились среди самих развалин Маджара, где основали город Святой Крест (совр. Буденновск). Они продолжили разбирать на строительный камень мусульманские мавзолеи и остатки мечетей. Именно из кирпича маджарских построек была построена армяно-грегорианская цер¬ковь в городе Святой Крест (Г.Н.Прозрителев), а в фундамент православной церкви в русском селе Прасковея было положено «более 400 камней с надписями». Как пишет Т.М.Минаева, «над¬гробные плиты использовали в качестве ступеней у входных дверей». Из кирпича маджарских построек строились здания и в другом близлежащем селе – Покойном534Там же.
Справедливости ради надо сказать, что так колонизаторы относились не только к мусульманским, но даже к древним христианским памятникам местной культуры. Служители царской РПЦ уничтожили первоначальный облик столицы Алании – Нижне-Архызского городища. До прихода РПЦ в Нижний Архыз здесь фиксировалось 105 сооружений, но они были уничтожены, говоря словами В.А.Кузнецова, «слугами божьими», после чего из 11-ти храмов и церквей сохранилось лишь 4535Кузнецов В.А.. В верховьях Большого Зеленчука. – М., 1977. – С.119-120.
Как видим, новоявленные «цивилизаторы» в лице довольно просвещенных колониальных графов, генералов и клерикалов уничтожали то, что веками свято берегли неграмотные в своей массе «туземцы-басурманы»…
Примечания.
502 [↑ назад]Нарожный Е.И. Средневековые кочевники Северного Кавказа (Некоторые дискуссионные проблемы этнокультурного взаимодействия эпохи Золотой Орды). – Армавир,2005. – С.185, 187, 192-192
503 [↑ назад]Там же, С.17
504 [↑ назад]Там же, С.92-93.
505 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.65
506 [↑ назад]Там же
507 [↑ назад]Биджиев Х.Х. Погребальные памятники Карачая XIV-XVIII вв. //Вопросы средневековой истории народов Карачаево-Черкесии. Отв. ред. В.И.Марковин. – Черкесск,1979. - С.64-66, 70-72, 75-77, 86
508 [↑ назад]Там же, С.70
509 [↑ назад]Там же, С.76
510 [↑ назад]Там же, С.64, 69, 72, 86-90
511 [↑ назад]Там же, С.85
512 [↑ назад]Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации //Ученые записки Астраханского государственного университета. – Астрахань: Изд-во АГК,2003.
513 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Два мавзолея золотоордынского времени в районе Пятигорья // Советская археология, 1969, № 4, С.264
514 [↑ назад]Васильев Д.В. Мусульманский погребальный обряд в Золотой Орде. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2007. С.151 // astinform.ru
515 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М.:Изд-во МГУ.1965. – С.205
516 [↑ назад]Там же, С.128, 130 (Ист. Кастанье И.А. Надгробные сооружения киргизских степей. – Оренбург,1911. – С.80-81, 83, 85).
517 [↑ назад]Васильев Д.В. Указ. раб. С.85
518 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб. С.205
519 [↑ назад]Биджиев Х.Х. Указ. раб. С.69 (Ссыл.: Минаева Т.А. Археологические памятники Черкесии //Труды Черкесского НИИ. Вып.2. – Черкесск,1954.- С.296-298)
520 [↑ назад]Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. //Сборник. Грозный, 1963; Иессен А.А. Археологические памятники Кабардино-Балкарии. МИА. М., Вып.3, С.31; С.63-64; Мизиев И.М. Средневековая Балкария. – Нальчик:Эльбрус,2009. – С.76, 88 и др.
521 [↑ назад]Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии. – Владикавказ: Ир, 2002. – С.84-85
522 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария.., С.48; Мизиев И.М. Средневековая Балкария. – Нальчик:Эльбрус,2009. – С.76, 78
523 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария..,, С.55, 56
524 [↑ назад]Мизиев И.М. Средневековая Балкария. – Нальчик:Эльбрус,2009. – С.81-83
525 [↑ назад]Там же, С.79
526 [↑ назад]Там же, С.73; Алексеева Е.П. Археологические раскопки в районе с.Верхний Чегем в 1959 г. //Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. - Нальчик,1960. – Вып.9, С.194
527 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария.., С.185
528 [↑ назад]СКЕЛ, С.321-322
529 [↑ назад]Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Восточная литература,1995. С.381-382
530 [↑ назад]Там же, С.625
531 [↑ назад]Клапрот Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах. Пер. с англ. К.А.Мальбахов. – Нальчик: Эль-Фа,2008. – С.89
532 [↑ назад]СКЕЛ, С.321
533 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.151
534 [↑ назад]Там же
535 [↑ назад]Кузнецов В.А.. В верховьях Большого Зеленчука. – М., 1977. – С.119-120