Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Уугъа тебиресенг, бек тойма.
Уугъа тебиресенг, итинги тойдур. Кийикни не эринмеген ёлтюрюр, Не кёрюнмеген ёлтюрюр. Отправляясь на охоту, не переедай. Отправляясь на охоту, накорми собаку. Зверя добудет или неутомимый, Или невидимый. Ууда солуу жокъ. На охоте отдыха не бывает. Мараучу тири болса, Марал этден тийре тояр. Жолоучу кечиксе — аман, Мараучу кечиксе — къууан. Улоучугъа арба керек, Мараучугъа марда керек. Если охотник проворен (энергичен), Соседи наедятся оленины. Если путник запаздывает — волнуйся, Если опаздывает охотник — радуйся. Возчику нужна арба, Охотнику — мера. Охота с давних времен являлась важным подспорьем в хозяйственной деятельности карачаево-балкарцев. Поэтому охотник был человеком уважаемым, и в фольклоре он - весьма популярная фигура. Свод охотничьих правил, поверий, мифов, песен, гимнов-обращений к покровителю диких животных Апсаты, охотничий язык и пр. мог бы составить большую книгу. Писатель-эмигрант К. А. Чхеидзе, вспоминая о Балкарии, писал: «Горец не обязан быть звероловом, как не обязан уметь играть на агач-кобузе (разновидность мандолины. - М.Дж.) и расказывать по вечерам легенды о временах минувших и о таинственном племени нартьянов - горных богатырей. Однако тот, кто охотник, уважаемее того, кто не охотник». Объектом охоты преимущественно были туры, олени, зубры, не отказывались и от медвежатины. В дело шло все - мясо, шкуры, рога. Занятие это было из числа самых трудных и опасных - можно было упасть со скалы, попасть под лавину, ходить целый день и ничего не добыть и т. д. Верными спутниками охотников были породистые собаки барсовой масти - къаплан эгерле (см. о них ниже). Их высоко ценили и любили. В древней песне о несчастном охотнике, ее герой Бийнёгер, проклятый дочерью бога охоты - Байдымат и обреченный провести последние дни жизни на неприступной скале, кормит голодного пса своей плотью. Охотник, возвращаясь с удачной охоты, согласно обычаю, должен был оделять частью добычи встречных, а дома - и соседей. Вероятно, потому, что зверье рассматривалось как общее достояние. Но охотнику предписывалось знать меру. Убив 99 туров или оленей, он оставлял это занятие, чтобы не навлечь на себя гнев Апсаты, покровителя диких животных. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (06.04.2014)
|
Просмотров: 663
|
|
Всего комментариев: 0 | |