Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Сермешге — хазыр болуп,
Изеуге — ыразы болуп. В бой иди подготовившись, На толоку — с желанием. Маммат жыйсанг, чомарт бол. Собрал помочь — будь щедрым. Чаришге — къамичи бла, Мамматха — чамчы бла. Изеу ишни къаштюй бузар. Мамматха баргъан — алгъышлы, Мамматдан къалгъан — сагъышлы. Изеучюню иши халал, Жыйгъанны — ашы халал. Изеу иши экили. На скачки — с плетью, На толоку — с шутником. Работу миром разладит хмурый. Кто пошел на толоку — благословен, Кого не позвали — в раздумье (не доверяют). У пришедших на толоку во благо работа, У того, кто их собрал, — угощение. Работа толоки требует проверки. Изеу, маммат - помощь односельчанину, соседу или родичу миром при выполнении какой-либо трудоемкой работы (строительстве, на сенокосе и т. п). Этот обычай помог облегчить положение карачаево-балкарцев при возвращении из выселения, когда во многих семьях не было кормильцев, трудоспособных. И многие помнят, сколько всего было построено только благодаря толоке, сколько слабых семей обрели крышу над головой. Обычай этот сохранился, исползуется и сейчас. Разумеется, человеку, созвавшему людей на толоку, в чьих силах только накормить их, совсем ни к чему работники, исполняющие свое дело угрюмо, без желания, лишь бы поскорее отделаться, что унижает обе стороны. Работать на толоке следовало весело, с шутками-прибаутками, показывая, что ты трудишься от души - а не по обязанности или из-за денег, и услышишь в ответ благопожелание, идущее от всей души (а оно, как считал народ, обязательно сбывается). Но не всегда работа на толоке делается на должном уровне, профессионально (ведь не все пришедшие на помочь бывают мастерами), поэтому хозяин, обязательно щедро угощая работников, должен и присматривать за ходом работы. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (06.04.2014)
|
Просмотров: 827
|
|
Всего комментариев: 0 | |