Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Тюз ниетли сауду,
Терс ниетли шауду. Ниетден — къылыкъ, Къылыкъдан — ылыкъ. Адамны ниети не сёзюнде болур, Не кёзюнде болур. Кир жюрекде — кир иннет. Уллу адамгъа — уллу ниет. Ниет тюбешдирир, Амал тюйюшдюрюр. Амал жокъда ниет бош. Юйге-журтха тамал керек, Иннетге амал керек. Помышляющий о правде — жив, Помышляющий о кривде — мертв. Каковы помыслы — таков и характер, Каков характер - такова и участь. Помыслы человека — или в его словах, Или в его глазах. В грязном сердце — грязные помыслы. Большому человеку — большая цель. Замысел объединит, Способы (его претворения) - рассорят. Нет возможностей — и замысел ни к чему. Жилищу нужно основание, Замыслу — возможность. Выше уже говорилось, что Кодекс утверждает активность человека, призывает его творить и побеждать свою судьбу (фактически видит смысл жизни в подвиге самопостижения и самопреодоления). Но здесь речь идет не обо всей жизни, а о том, каковы те или иные цели, помыслы и чем они вызываются. Они, эти помыслы, говорят о характере (хал) человека, из него исходят, и о них можно судить, до претворения в жизнь, по словам или догадываться по выражению лица и глаз. И, конечно, в грязном сердце рождаются и помыслы грязные. Когда Кодекс говорит о «большом человеке», он говорит о масштабной личности, наделенной способностями и волей. При этом этическая константа в оценке сохраняется всегда - по суждению карачаево-балкарцев, человек, не обладающий высокими нравственными качествами, никогда не признается большим, крупной личностью (что бы он ни совершил и чего бы ни достиг). Наличие цели и целеустремленность считаются огромным достоинством, и соплеменники питают к человеку, имеющему цель, большое уважение - если он старается довести начатое дело до самого конца, до полного претворения, и особенно - если он достиг ее в одиночку. Это и понятно: человек, имеющий цель в жизни, намного выше живущего бесцельно, поскольку живет осмысленно. Карачаево-балкарцы - народ с великим историческим опытом. И опыт этот не всегда диктует ему оптимизм. Так и здесь мы видим неверие в возможность для группы людей (большой или малой) достичь единения. Замысел может быть принят всеми и понимаем одинаково. Но вот средства, которые предлагаются для его претворения, всегда оказываются различными, начинаются споры и раздоры, и за всем этим цель остается недостигнутой или достигается не то, о чем мечталось. Конечно, всегда есть множество людей, претендующих на лидерство или желающих оказаться в роли направляющих, ставящих цели перед другими, в надежде показать свою озабоченность общественными заботами. При этом они часто и не думают, как и какими средствами достичь желаемого и кто будет всем этим заниматься. О таких болтунах-прожектерах и предупреждает Кодекс. Не знаешь, как делать, - не говори и о том, что нужно делать, поскольку об этом знают и другие. Существуют два проклятых русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Существуют также и два проклятых карачаево-балкарских вопроса: Ким этер? «Кто сделает?» и Къалай этсин? «Как сделать?». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (02.04.2014)
|
Просмотров: 770
|
|
Всего комментариев: 0 | |