Среда, 24.04.2024, 19:25

Карачаевцы и балкарцы

Алгъада барма, артха да къалма.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

10. Дин - религия
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

I.Билим - знание
Жолдан тайгъан — узакъгъа,
Динден чыкъгъан - тузакъгъа.
Адамны дини — намыс,
Бетсизни дини — нафыс.
Азанын къойгъан элде
Кечегиде шайтан улур.
Тин башха болса,
Дин да башха болур.
Эсли киши тутхан динин адамлагъа чыракъ этер,
Тели киши тутхан динин адамлагъа оракъ этер.
Эфенди оса л эсе,
Дининги терслеме.
Адамны динине къарама да,
Тишгае къара.
Дин къуруса, тын кетер.

Сбившийся с пути — в пространство,
Преступивший религию — в ловушку.
Религия человека — намыс (честь, совесть),
Религия бессовестного — похоть.
В селе, где отменили азан,
По ночам воет бес.
В ком разный дух,
У тех и религия разная.
Разумный человек сделает свою
Религию светильником для людей,
Глупый сделает свою религию серпом для людей (искривит, ранит).
Если эфенди плох,
Религию не вини.
Смотри не на религию человека,
А на его душу.
Исчезнет религия — исчезнет и покой.

Кодекс создавался и хранился в самой гуще народа и отражает его воззрения, то, что было ясно многим (но не всем). В этом смысле взгляд на сущность религии, веры, воздаяния и т.п. - весьма интересный момент в «Ёзден Адет». Его творцы прекрасно понимали, что внутреннее (вера) связано с внешним (религией) как ритуальной стороной, так и духовным единством верующих. Религия рассматривается и в другом, более практическом смысле - как обширный комплекс представлений, отношений и действий, которые не дадут человеку и обществу сбиться с пути, помогут сохраниться. В следующем афоризме человек, носитель чести-совести, противопоставлен бессовестному, (он даже человеком не назван), руководящемуся только своей похотью {бет «совесть» имеет и другое значение - «лицо»). Здесь мы наблюдаем то же самое представление о зле, как о чем-то безликом, не имеющем образа. И то же самое или-или: где не звучит призыв к молитве - азан, там по ночам воет бес.

Но мало придерживаться обрядов одной и той же религии. Подлинно единоверцами могут быть только люди, чьи помыслы устремлены к благому. И если, скажем, один мусульманин или христианин, следуя путем человечности, выполняет все заповеди, стремится делать ближним добро, а другой, помолившись, идет предавать, красть и т.д, они не единоверцы, а враги.

Но Кодекс обращает внимание и на другое. В кривом зеркале все кажется кривым. Беда, когда человек, плохо понимающий даже самые простые вещи, силится толковать самое сложное, будучи неспособен увидеть или хотя бы почувствовать его глубину. Религия - сфера чрезвычайно сложная, тонкая, и, чтобы правильно понимать ее, нужны вера, ум, совесть, образование, великодушие, благожелательность и многое, многое другое. Разумный человек в религии старается удовлетворить духовную жажду, смиренно благодаря Бога за великий дар - веру. Он осознает ограниченность человека и признает свое ничтожество перед лицом Бога, поэтому не претендует на роль единственного толкователя Его Слова. Но человек поверхностный обязательно извратит ее (серп -символ кривизны), поскольку ни смысла ее, ни назначения не поймет, а будет использовать каждый подходящий случай, чтобы попрекнуть и «обличить» окружающих, выставить себя самым ревностным верующим, к месту и не к месту (всуе) поминать имя Всевышнего, уснащать свою речь религиозными терминами, тыкать в глаза своей «набожностью» и т. д. - т. е. будет использовать религию для поднятия своего авторитета, вместо того, чтобы скромно служить ей. (Ср. русскую пословицу: «Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибет».)

Кодекс трезво относится и к такой необходимой в обществе фигуре, как священник. Не все являются священниками по призванию, есть и те, кто избрал священничество просто как профессию. Но никто не осуждает их, если они стараются, пусть и без особого успеха (так как не имеют способностей и дара разумения Св. Писания) соответствовать своему высокому сану. Не следует винить религию, если священник грешит против нее или просто бестолков и т. д. Не он ее принес в мир. Если плох преподаватель литературы или философии, то Шекспир и Аристотель в том не виноваты.

Религия всегда была прочным основанием общественной жизни, поэтому ее разрушение всегда чревато катастрофическими последствиями, о чем и свидетельствует история. Не следует думать, что религия повинна в религиозных войнах - им виной властолюбие и жадность власть предержащих, из соображений выгоды обращавших ее в идеологию, в политическое оружие, используя невежество и фанатизм. Как заметил В. В. Шкловский, лук и арфа - одного происхождения. Можно натянуть струны на раму - это будет арфа, и зазвучит прекрасная музыка. Можно натянуть такую же струну, сделать лук и выстрелить в человека.

Просмотров: 701 | Теги: 10. Дин - религия

Всего комментариев: 0
avatar