Четверг, 28.03.2024, 20:31

Карачаевцы и балкарцы

Сабий бла къарт бирди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

9. Ниет - помысел
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

I.Билим - знание
Тюз ниетли сауду,
Терс ниетли шауду.
Ниетден — къылыкъ,
Къылыкъдан — ылыкъ.
Адамны ниети не сёзюнде болур,
Не кёзюнде болур.
Кир жюрекде — кир иннет.
Уллу адамгъа — уллу ниет.
Ниет тюбешдирир,
Амал тюйюшдюрюр.
Амал жокъда ниет бош.
Юйге-журтха тамал керек,
Иннетге амал керек.

Помышляющий о правде — жив,
Помышляющий о кривде — мертв.
Каковы помыслы — таков и характер,
Каков характер - такова и участь.
Помыслы человека — или в его словах,
Или в его глазах.
В грязном сердце — грязные помыслы.
Большому человеку — большая цель.
Замысел объединит,
Способы (его претворения) - рассорят.
Нет возможностей — и замысел ни к чему.
Жилищу нужно основание,
Замыслу — возможность.

Выше уже говорилось, что Кодекс утверждает активность человека, призывает его творить и побеждать свою судьбу (фактически видит смысл жизни в подвиге самопостижения и самопреодоления). Но здесь речь идет не обо всей жизни, а о том, каковы те или иные цели, помыслы и чем они вызываются. Они, эти помыслы, говорят о характере (хал) человека, из него исходят, и о них можно судить, до претворения в жизнь, по словам или догадываться по выражению лица и глаз. И, конечно, в грязном сердце рождаются и помыслы грязные. Когда Кодекс говорит о «большом человеке», он говорит о масштабной личности, наделенной способностями и волей. При этом этическая константа в оценке сохраняется всегда - по суждению карачаево-балкарцев, человек, не обладающий высокими нравственными качествами, никогда не признается большим, крупной личностью (что бы он ни совершил и чего бы ни достиг).

Наличие цели и целеустремленность считаются огромным достоинством, и соплеменники питают к человеку, имеющему цель, большое уважение - если он старается довести начатое дело до самого конца, до полного претворения, и особенно - если он достиг ее в одиночку. Это и понятно: человек, имеющий цель в жизни, намного выше живущего бесцельно, поскольку живет осмысленно.

Карачаево-балкарцы - народ с великим историческим опытом. И опыт этот не всегда диктует ему оптимизм. Так и здесь мы видим неверие в возможность для группы людей (большой или малой) достичь единения. Замысел может быть принят всеми и понимаем одинаково. Но вот средства, которые предлагаются для его претворения, всегда оказываются различными, начинаются споры и раздоры, и за всем этим цель остается недостигнутой или достигается не то, о чем мечталось.

Конечно, всегда есть множество людей, претендующих на лидерство или желающих оказаться в роли направляющих, ставящих цели перед другими, в надежде показать свою озабоченность общественными заботами. При этом они часто и не думают, как и какими средствами достичь желаемого и кто будет всем этим заниматься. О таких болтунах-прожектерах и предупреждает Кодекс. Не знаешь, как делать, - не говори и о том, что нужно делать, поскольку об этом знают и другие.

Существуют два проклятых русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Существуют также и два проклятых карачаево-балкарских вопроса: Ким этер? «Кто сделает?» и Къалай этсин? «Как сделать?».

Просмотров: 708 | Теги: 9. Ниет - помысел

Всего комментариев: 0
avatar