Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Таудан ауур — жалгъан дау.
Тяжелее горы — ложное обвинение. Жалгъан даугъа — тюз жууап. На ложное обвинение — прямой ответ. Жалгъан даучу ол дунияда от ашар. Даучу адам сау дуниягъа дау айтыр. Клеветник на том свете будет есть огонь. Сварливый может обвинить весь мир. Дауу жокъну жауу жокъ. Кто никого не винит, у того и врагов нет. Биреуге дау этме да, Хунангы къала. Чем винить кого-то, Лучше сложи забор. Терслеп кюрешме — дерслеп кюреш. Не старайся винить — старайся понять. Обычно карачаево-балкарец всегда готов отвечать за свои действия, правые или неправые. Поэтому одно из самых тяжелейших испытаний для него - клевета, обвинение в том, чего он не совершал. Перед ней он совершенно беззащитен, слаб, хотя бы потому, что не может найти ей объяснения, она не укладывается в его голове. Это объясняется тем, что большая часть карачаево-балкарцев имеет странное, можно сказать, врожденное, убеждение (о чем уже говорилось), что человек совершает зло только по неведению, нечаянно, по неразумию, сгоряча. Понять, что подлость можно сделать обдуманно, сознательно, с расчетом, он может только умом, но представить себе такое он не в силах, против этого восстает все его существо. Отношение к людям, склонным во всем искать виноватых, или долго обвиняющих кого-либо, резко отрицательное. Каждый в чем-то да и виноват, поэтому лучше всего - понять, и перейти к своим делам. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (08.04.2014)
|
Просмотров: 577
|
|
Всего комментариев: 0 | |