Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Адамлыгъынг къалай эсе,
Муратынг да алай. Мураты уллу — кеси уллу. Кишилигинг бар эсе, Муратынг да болсун. Жауунну жаны - булут, Муратны жаны — умут. Хар кимни бир заты жокъ, Телини мураты жокъ. Мурат барда — жашау бар. Жалгъан мурат сокъур этер. Каково твое достоинство, Такова и твоя цель. У кого великая цель, Тот и сам велик. Имеешь мужество — имей и цель. Душа дождя — облако, Душа мечты (цели) — надежда. Каждый чего-то не имеет, Дурак не имеет цели. Когда есть цель, есть и жизнь. Ложная цель делает слепым. Как и все дары Творца, наличие благородной цели, мечты есть нечто великое, великая удача личности. Бесцельная жизнь не заслуживает этого имени, она есть просто прозябание (кечиниу), пребывание. Цели не имеет и дурак, живущий как попало и тянущийся к чему попало. Конечно, человек может иметь и весьма подлую цель, стремиться к злу -но это, по сути дела, не цель, а только движение к гибели (желание, похоть, страсть, алчба). Во всяком случае, слово мураш имеет в карачаево-балкарской речи возвышенный смысл, в отличие от умут «желание, надежда». Иметь цель - минимум того, что требуется от человека. Насколько велика цель, определяется масштабом и нравственной чистотой личности. Кодекс говорит и о том, что человек, имеющий мужество, должен иметь и цель, иначе оно ни к чему. Но следует быть крайне осторожным в ее определении и выборе, она может оказаться совершенно нереальной, глупой или неверной, может ослепить, ввести в заблуждение. Интересно, что по народной этимологии слово мурат состоит из мур am, мыр am - «конь желания». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 684
|
|
Всего комментариев: 0 | |