Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
В начале времен были только бог (солнце, небо, мужское начало) и девственная земля (материя, женское начало). Их отделяла друг от друга тьма. Но бог-солнце-герой своим светящимся мечом разогнал эту тьму и взял в жены землю - как мы и видели в приведенном выше отрывке из эпоса, и как это изображается во множестве сказок и мифов по всему миру. Сверкнула молния, свет-семя бога проникло в утробу земли, и она зачала и родила живые существа. Это с тех пор повторяется ежегодно во время грозы: в самом начале года (времени) тучи заслоняют от ясного неба землю, жаждущую оплодотворения, но бог (небесный) прорывает эту завесу, молния ударяет в землю и начинает лить дождь, семя небес, оплодотворяя землю. И земля снова родит жизнь. Примерно так должен был понимать народ одну из древних космогонических теорий. Бог мыслится всеначалом мужским, а материя - женским. Жрецы и ученые до-потопной эпохи, вероятно, не прятали свое знание (в отличие от своих поздних наследников). Они лишь зашифровывали его в языке, мифах, эпических поэмах, загадках, считалках и пр., с одним расчетом - кто достоин, тот разберется, поймет сам. И этот шифр дошел до нашего времени, к сожалению, часто подвергаясь искажению. Но что они могли говорить в своем кругу? Несомненно, древние мыслители задавались вопросом: «Что есть, что обладает существованием и что таковым не обладает, не-есть?» И не могли не прийти к выводу, что сущим, высшей реальностью является Бог (Дух, Живое), реальна и природа (мертвая, «спящая»). Но если есть сущее, то должно «быть» и не-сущее, ничто. Бог - творец мира и сотворил он его из того, что также обладает существованием (но не жизнью, бытием). Как - это уже другой вопрос, и ответы могли быть разными. Мир был сотворен идеей-словоы-светом Бога из существующей, но непроывленной, незримой и неощутимой материи. Это уже не всеобщие представления. Разумеется, они в чем-то перекликались с народными воззрениями, но в то же время отличались от них. Все понималось не в художественно-мифологической форме, а в системе метафизической (внеопытной) теории. Вначале Тейри должен был сотворить сам свет, о чем нам говорит язык: свет (жарыкъ) и сотворить (жарат) происходят, видимо, от одного корня (жар, в йокающих тюркских языках - пар, откуда, скорее всего, и русские «жар, яркий» и др). И посредством этого света Тейри создал мир, поскольку жар означает также и «рассекать, раскалывать, разрезать» -материю. Отсюда же слово лс-ара «рана», жура, жора, чора «воин», жора «посвященный», жор «крест». «Песня, слава» (жыр) - в том же ряду: от жар, зар (по народной этимологии). Но что есть то, что народ называл тьмой, бесплодностью (къарангы — тьма, мрак, къаран — незасеянное, бесплодное; например, поле)? Русское слово «нет» означает и отрицательный ответ, и говорит об отсутствии чего-либо в данном месте. Но в карачаево-балкарском для этого применяется два слова: угъай - отрицательный ответ, жокъ - отсутствие, причем категорическое, означая пустоту, ничто, и второе значение -нереальный, нереальность. От него же жукъу «сон», жугъож «сомнение, подозрение», жукъ «нечто, что-либо», жой «гибнуть, гибель». Вложенный в слово жокъ спектр смыслов, таким образом, ясен, и может быть передан как Ничто, в философском смысле. Противоположное ему слово бар имеет три значения - «всё», «обладать, иметь, имеется, есть» и «двигаться, идти, течь». В одном слове заключено несколько смыслов: «все, что есть, движется», «есть то, что движется», «то, что движется - есть». В обратном чтении получается раб -первая часть слова Раббий «Господь», с прибавлением к нему бий - Бог, Всевышний (вторичные, поздние значения - «господин», «князь»). Соединив все смыслы, видим определение: «Все сущее движущий и всем обладающий Господь». Все сущее - движется, движение (жизнь) ему придает Бог. Все, что вне Господа - мертво, в нем ничего нет, его нет вообще (зона погибели). Это и есть жокъ, категорическое отсутствие - Ничто. Слово бар охватывает и материю, она тоже есть, существует, движется, изменяется. Но ь»то не еэ свойство, жизнь, движение даны ей Богом. Вспомним слово табийгъат (считается арабизмом) - «природа, материя». Восстанавливается в табугъат или в табунгат, откуда выводится целый спектр интересных и многозначительных смыслов. В основе - глагол таб «находить», «получать», «рожать»; «лад, ладный»; «рубец, шрам». Но и другие родственные слова не менее красноречивы: табу «благодарение», табын (из табун - «поклоняться, почитать»), табут «гроб» и др. Получается оппозиция «все - ничто»; материя же находится между Богом и ничто, поэтому она промежуточна, двойственна. Она рождает, поклоняется, почитает, она представляет собой низ, в ней есть внешнее и внутреннее, поэтому она и поглощает (гроб). Табукъ очень близко к тобукъ «колено» - ассоциация с коленопреклонением (ат - аффикс). Но в обратном чтении табунгат получается «тангбат» (звук У редуцируется, находясь в слабой позиции), что означает «утепляющее свет, поглощающее свет» (танг «рассвет, свет»). Откуда возникает такая оппозиция («есть - нет», бар - жокъ). Ничто - это ничто. То, что не существует, не-существование - т. е. абсолютное отсутствие, то, в чем Бог не присутствует и что религии называют внешней тьмой. Разумеется, человеку представить ничто невозможно, можно лишь указать на видимое ничто - холодную и пустую тьму, которая как раз есть полное отсутствие света - при его появлении она бесследно исчезает. Живая энергия Духа должна иметь пределы («окруженные» этим Ничто). Невозможна Вселенная, в которой луч света, летящий по прямой, будет двигаться бесконечно долго, но НИКОГДА не достигнет предела. Предел (уч, ахыр, от ахур) есть всему, иначе мы встали бы перед лицом абсурдного мира, который сам себя будет стремиться уничтожить. Если в огромной куче песка одна песчинка есть хоть и ничтожно малая, но все же определенная величина, соотносимая со всем барханом, то в бесконечной, беспредельной Вселенной даже целая Галактика не может иметь ни величины, ни значения, ни какого-либо определения: ее, этой Галактики, нет вообще, как и других «частей». Но если нет частей, то нет и целого, нелепо-бесконечной вселенной (или, по выражению Гегеля, «дурной бесконечности»). Мир ограничен в пространстве и бесконечен в своем существовании, если можно так сказать, во времени, потому что неуничтожим, бессмертен, в том числе вечна и материя, как вечный материал для вечного творчества Бога (одно из его важнейших имен - Творец). Поэтому в карачаево-балкарском тенгрианстве слово «ничто» {жокъ, зокъ) содержит в себе указание на его внешний миру характер: прочитанное в обратном направлении, это слово имеет значение «орех» (къоз) -мир как огромная сфера; то, что есть, существует, противоположно тому, чего нет - внешнему ничто. Еще красноречивее обратное чтение слов «ореховая скорлупа» къоз къап - бакъзокъ - «отсутствие Бога» - а таковым является только ничто, («внешняя тьма», по слову Иисуса Христа), а если еще точнее, ничто является ничем, потому что там нет ни Бога, Духа Жизни, ни материи; ср. угрозу: Мен сени къоз къапха жыярма - букв. «Я вгоню тебя в ореховую скорлупу» - т.е. «укажу тебе твои пределы». Древние мудрецы использовали для передачи своих знаний все формы, от грубых выражений до великих поэм. Однако дело этим не ограничивается. Стоит только на стыке двух согласных произнести протетическое У (а в карачаево-балкарском это почти неизбежно, поскольку в нем достаточно жестко соблюдается закон чередования гласных и согласных), и получится къозу къап - «оболочка, шкура ягненка». Къозла - «рождать». Но вся эта метафизика чревата расхождениями. Приняв за основу представление о троичности сущего - Бог, материя, ничто - древние мыслители неизбежно встали бы перед вариантами представлений об их взаиморасположении, первичности и реальности. И, надо думать, перепробовали все варианты: 1. Нет ничего, кроме материи, которая была, есть, будет всегда. Она существует без всякого смысла, просто потому что она есть. Жизнь она произвела случайно, и так же случайно может ее уничтожить, а потом, опять-таки случайно, вновь ее когда-нибудь и где-нибудь создать, и т. д. Мир атеизма и абсурда, никак не отразившийся в карачаево-балкарской метафизике. 2. Нет ничего, кроме Духа. Материя и жизнь есть только видимость, иллюзия, созданные творческим воображением Духа из ничего, ничто (театр теней). Стоит ему ослабить это воображение - и все исчезнет. Вряд ли и эта теория была популярной. В ней нет ни благоговения перед Богом, который, в этом случае, лишь забавляется игрой своей творческой мощи, ни уважения к человеку и миру, предстающими иллюзией, видимым ничто, и исчезающими в ничто. Народ всегда видел в Боге героического Творца, а не игрока. Вечный Бог творит из вечного же материала, творит вечно меняющийся мир, а не временные игрушки. Разве не об этом сказано в Св. Коране: Не для забавы сотворили Мы И небеса и землю, И все, что суще между ними. (Сура 44: 38; перевод Валерии Пороховой). 3. Дух и материя - две рядом расположенные субстанции, окруженные ничто. При их соединении появляется жизнь, имеющая признаки обоих. С ничто граничат оба. 4. Материя образует оболочку (тыш, от таш - «внешнее»; «камень, каменный») энергии духа, время от времени взрывающего ее, а затем возвращающегося к себе, как и материя, собираясь, образует его новый панцирь. Теория вечного ребенка, покидающего лоно матери, чтобы вновь в него возвратиться (или зерна, прорастающего оболочку и дающего новое семя в обновленной оболочке, собравшейся по-новому из осколков). Дух-идея находится внутри материи, а та - внутри ничто, «отступающего» после взрыва - поскольку его нет вообще. До взрыва с ничто граничит только материя, после него - и свет-дух. Возвращение духа к себе, его концентрация - это и есть жизнь. 5. Дух есть световая оболочка темной материи. Вместе они составляют внешнее и внутреннее, опять-таки окруженные ничто. В этом случае энергия света направлена вовнутрь материи, с ничто граничит только свет, материя же защищена им. Но проникновение света в материю (танг бат) приводит к их соединению, взрыву, расширению ее пределов и появлению вселенной и жизни. Затем частицы света обратно восходят к световой оболочке, частицы материи стягиваются в крохотный, но невообразимой плотности шар, до нового творения. 6. Свет и материя и слитны, и неслиянны (шар «инь-ян»; см. ниже). Их - этот черно-белый шар - окружает ничто, но проникнуть в середину и разлучить их, разорвать не может, поэтому оно «проникает» только в материю, откуда изгоняется встречным потоком света, творящим и за щищающим жизнь. 7. Вопрос о взаиморасположении всех трех компонентов в пространстве - Бога-света, тьмы-ничто и материи, таким образом, очень сложен. Разложив и выделив три составляющие Вселенной, мыслители неизбежно пришли бы и к варианту седьмому - о слитном существовании всех трех - духа, материи и ничто, взаимопроникающих и взаимодействующих. Мы не знаем и не можем знать, какие аргументы приводили древние мыслители. Мы знаем лишь, что следы их напряженных исканий остались в нашем языке и всей традиционной культуре. Все пять вариантов (первые два никак и нигде не отразились), вероятно, долго развивались параллельно. Заметим, что материя, вещество, разумеется, стоит ниже Духа, но не принимается за иллюзию (кёзбау) или ничто (жокъ). Она есть, существует, это два полюса, и между ними возникает та вольтова дуга (радуга, жан къылыч, «дуга жизни»), которая есть соединение временного и вечного, духа и плоти, живого и мертвого (жизнь), которым суждено разъединение (смерть), но не исчезновение. Жизнь - явление электрическое. Материя не есть субстанция в том варианте, в котором Тейри творит ее как свое отражение и выражение. Явленный мир есть воплощение семибуквенного (семизвукового) слова-имени Бога, поэтому в мире существуют (бар) семь явлений (болум, от слова бол - «быть, стать»): земля (жер), вода (суу, жуу), воздух (хауа, жел), огонь (от, жан, кюй, жалын), мировой океан-эфир (долай), свет (жарыкъ), сияние, небесный свет (нюр). Посредствующим, соединительным, звеном между человеком и Богом поэтому является слово, произнесенное или помысленное. Поскольку слово впервые изошло от Бога, оно обладает святостью - иначе, как гласит афоризм из Кодекса, никто бы не молился. Но Бог не отделен от живого непроходимой гранью: лишившись связи с Ним, все сразу погибнет, поэтому в народе распространено мнение о Его всеприсутствии. Считается, что можно просить Творца о милости и помощи. С другой стороны, многие рассматривают это как грех - Бог и так знает, что нужно человеку. Но молитва, слово, обращенное к Творцу, как раз и есть способ восстановления связи с Ним. Отметим, что, если отбросить синонимы, почти все приведенные выше слова начинаются с Ж, как и слово жети (семь), и слово жар «свет», жарат «творить»; «одобрять, признавать». Чтобы избежать недоумений, скажем, по поводу обозначения воды словом жуу «стирать, мыть, купаться». Оно происходит от корня жукъ, означавшего «жидкость», -отсюда и жукъа «жидкий, жидкость», жугъу «осадок, влажный слой»; «заразиться», т.е. «замазаться»); вариант того же слова - жакъ, от него жагун, жауун, жангур «дождь», жау «масло», жагъыу «мазь». В йокаю-щих тюркских языках все эти слова начинаются с Й, в зокающих диалектах - с 3. Иначе говоря, древние языкотворцы хотели подчеркнуть, что все явления мира есть семь ступеней разворачивания богатства единой духовной сущности. Само слово зети, жети «семь» заключает в себе определенный смысл, от корня жет, зет образуются слова со значением «достичь, догнать» жет, «предел, достаточность» жетеди, «успех, достижение» жетишим, «доносить, довозить»; «оделять, доводить (до сведения), сообщать, ударять, прикасаться, успевать»; жетдир. Вероятно, по тем же причинам, полной, настоящей семьей {толу юйюр) считалась только та, в которой было семь детей. Народ, почитая Бога, поклоняясь Ему, в первую очередь видел в нем Творца Жизни, источник жизни (Владыку, Царя, Судью, Истину, Свободу). Где нет Бога, духа - нет и жизни. Тейри творит, порождает ее своим словом-светом. Все вокруг нас полно смысла, который выражается в слове. Что оно такое, что в нем есть? Мысль, звук, значение, состав -отдельные звуки, обратные смысл и звук, интонация, энергия... Любое слово - очень сложное явление, поскольку выражает сложность произносящего. Но если таково слово человека, то какой же мощью должна обладать творящая идея-мысль-энергия-слово-свет-время Бога? Материя уже существовала, она бар, есть. Мысля логически, древние ученые не могли придти к выводу, что Тейри создал мир из ничего. Из ничто, из отсутствия, которое полностью противоположно Богу, чуждо ему, можно творить только нереальное, неживое, кажимость, иллюзию (точнее, это вообще невозможно). Но Тейри рассматривается как источник Жизни и Света, и когда животворящий свет является, тьма (видимое Ничто) сразу исчезает, из нее ничего не рождается, в отличие от материи, которая - есть {бар), но непроявлена. Из ничего ничто родиться не может и не должно, хотя бы потому, что его нет. Живое рождается, творится живым, из полноты жизни. Поэтому все, что создано Богом, не может быть мертвым и нереальным - только живым и сущим. Бог безмерно щедр и открыт, излучая сияние. Примерно так, судя по приведенным и неприведенным материалам языка и фольклора, должны были мыслить эти древние мудрецы, видя в Боге концентрацию духа, бессмертную жизнь в чистом виде. Материя есть то, что делает зримой идею, одевая ее в свой наряд, дает оболочку, выявляя одну из граней ее бесконечного содержания. Интересны слова, обозначающие саму жизнь, живое. От корня тир, возможно, терек «растущее дерево», тири «живой, бодрый», ширил «ожить, оживиться», тирилмек «воскресение из мертвых». Другой корень, хакъ, также дает целый куст значений: хакъ «истина»; «оценка, значение»; «оплата», хау «да, утвердительный ответ, утверждение», хай «живой», от чего, в свою очередь, хайт! - призыв крепиться, держаться, успевать, хайыуан «скот, животное», букв, «живая душа»; уан - от ван, ган, жан - «душа»; синоним слову жаныуар - от жаны бар - «душу имеющий». Истина и жизнь - в одном слове, истина - это нечто живое, жизнь. Человек бессмертен, поскольку имеет в себе жизнь (истину). Эта мысль продолжается в антониме: ётюрюк «ложь, вранье», вероятно, от ёлтюрюк (букв, «убивающее, убийственное», «смерть»; звук Л, находясь в слабой позиции, выпал). Иначе говоря, смерть (погибель) и ложь - одно и то же. Если же чуть изменить слово, получится ит юрюк «собачий лай, брехня». Нужно определить чуть конкретнее, в чем древние видели разницу между Богом и материей. Бог - дух, свет и жизнь, всемогущая живая энергия, в нем все - есть, поэтому Ничто ему абсолютно чуждо. В Боге нет отличия внешнего от внутреннего, поэтому Он - высшая цельность, реальность и тождествен Самому Себе, в отличие от всех живых существ. Материя тоже есть субстанция, но в ней присутствует и внутреннее и внешнее, т. е. она не тождественна сама себе (отсюда возможность означаемого и его формы). Она темна, непрозрачна - в ней есть и ничто. Иначе говоря, материя подобна живой плоти. Материя сама по себе мертва, но это ее состояние подобно сну, т. е. она может «ожить», придти в движение - но лишь механическое, несвободное, косное. Она сжата и нуждается в наполнении энергией. Поэтому в карачаево-балкарском слова «зима» (къыш), «сжатие» (къыс) и «девушка» (къыз) происходят от одного и того же слова {къос, къоз). Но отсюда же къоз - «орех», къозла - «рождать», къос, къош — «соединяться, спариваться, прибавлять, парный, двойной, поросль, побег»; къошун - «горшок, кувшин» (вспомните средневековое европеиско-монашеское определение женщины - «сосуд скудельный, глиняный»). Материя - спящая Дева, которая желает пробуждения, со-творчества, созидания, рождения. (Истинное произведение не только Бога, но и гениального художника есть живое - он вкладывает в него свой дух, оно из него исходит и рождается на полотне, в звуках и пр.; если же произведение не родилось, а только составилось, смастери л ось, пусть даже очень умело, оно останется пусто-материальным, мертвым, бездушным, холодным.) Материя желает рождения Жизни. Но сама она сделать этого не может, не может проснуться в своем гробу (спящая в хрустальном гробу красавица), потому что источником жизни является только Бог, и только Он может разбудить ее, освободить от смертного сна, дать ей содержание, жизнь. И, конечно, Бог-Герой-Творец дает ей эту жизнь -идею-мысль-слово-свет. Но оно, исполненное невообразимой мощи, проникнув в застывшую материю, само должно «умереть» (преобразиться) - чтобы оживить ее. Поэтому в карачаево-балкарском языке слово жарат (жар am, букв, «бросать свет») - «творить, производить, создавать, нравиться, одобрять», жараулу - «превосходный, хороший, отличный». Всемогущий Источник жизни противоположен не материи, которая есть, а ничто, которого нет, несуществованию, небытию, злу в чистом виде. Живое, творящее слово Бога - жертва (къурман) и подвиг. Есть изречение «Искусство требует жертв». (Правильнее было бы сказать -творчество; творить можно только из себя.) Первую жертву (дух-свет-слово) в своей великой щедрости принес Бог, а люди (его творения) только подражают ему. Высшую жертву приносят самоотверженные натуры, вкладывая в свои творения и деяния душу, поэтому творческий труд есть высшая форма подражания Богу; таков и подвиг героя, отдающего свою жизнь за других (откуда в людях появилось бы высочайшее в них - способность к самопожертвованию - если бы этого не было в Боге?). Бессмертное мысль-слово-свет должно умереть, чтобы воскреснуть -именно потому, что оно живое (мертвое не живет и не воскресает), потому что оторвалось от Господа, потому что должно претвориться в материи, чтобы дать ей жизнь, а затем - воскреснуть, родиться, жить и вернуться к своему Творцу, т. е. к себе. Слово урлукъ «семя» - в обратном чтении даёт къурлу (букв, «способное созидать, созидательное»). От слова къор (вариант: къур) образуется множество слов: къурман «жертва, жертвоприношение», къор «покорный, жертва», къоруу «ограждение, защита», къора «затрата, утрата», хор «сила, одоление», хорлам «победа». Что же происходит? Материя и дух соединились, появилась Вселенная, а в ней дитя-жизнь. Но этому ребенку суждено пройти долгий и трудный путь. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (01.04.2014)
|
Просмотров: 760
|
|
Всего комментариев: 0 | |