Четверг, 28.03.2024, 20:10

Карачаевцы и балкарцы

Эрни атын иши чыгъарыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

6. Время
Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

Тенгрианство и тюрки

Язык, мифология и вообще вся духовная культура карачаево-бал-карцев показывают, что их предки испытывали жгучий интерес к проблеме времени, придавали ему особое значение. Не входя в подробное рассмотрение вопроса, приведем два-три примера. Если, скажем, русские сказки очень часто начинаются с указания на некое место действия («В некотором царстве, в некотором государстве...»), то карачаево-балкарские, столь же часто - с указания времени: эртте-эртте («давным-давно»), нартланы заманында «во времена нартов» и т. п. Да и в любом повествовании указание времени, в самом начале, почти обязательно. В устной речи указание на время также занимает исключительное место; много идиом, упоминающих его, множество терминов для обозначения периодов времени и т. д. Показательно, что самая развитая и богатая часть речи в карачаево-балкарском - глагол (то, что связано с выражением времени; в русском языке, на наш взгляд - прилагательное, отсюда и огромная роль эпитета в русской поэзии). Об этом же свидетельствует наличие нескольких календарей.

В «Ёзден Адет», в параграфе «Время», разумеется, приведены не все изречения, но, надеюсь, они дают достаточно ясное представление о воззрениях народа на такую загадочную материю, как время: оно представлялось некоторой энергией, разрушающей вещество, подобно ржавчине (огню), мыслилось не как нечто внешнее по отношению к материальным предметам, но именно как их внутреннее. Время разрушает вещество изнутри, излучается из него (потому что не есть то, что присуще ему изначально, энергия в вещество внесена извне, как и дух дан плоти человека Богом, а не родился из нее сам собой), освобождается от стесняющей вещественной оболочки. Человек - это процесс, дух рано или поздно покинет его тело, и только время есть его истинное имение, в отличие от имущества, внешнего ему (денег, домов, скота и пр.). Ограниченность срока земной жизни показывает, по мнению древних мудрецов, что наш мир есть поле испытания (см. в Кодексе). Действительно, ограничение этого срока имеет смысл только в этом случае.

Время есть энергия Божественного Слова, проникшего в материю и преобразившего его в мир, вселенную; поэтому только те виды творчества, которые пользуются движением и словом, могут передавать, выражать, изображать движение времени (например, поэзия или театр).

Но время не есть то, что существует в предметах и в живых существах отдельно в каждом. Будучи невидимым и неосязаемым, оно одновременно присутствует во всем мироздании, пронизывает его, оно едино, оно пульсирует, отсюда и природные ритмы и циклы; дискретность -свойство материи, а не времени. Взятое в качестве периода развития общества, оно может обладать определенной характеристикой, причем качество его определяется самими людьми, и наоборот, каково время -таковы и люди. Кодекс оставляет вопрос открытым, предполагая у времени свои, особые качества, которые могут меняться вне зависимости от людей, более того, влиять на них (поскольку время касается не только человеческого общества) и замечая, что один год был урожайным, а другой нет, в третий случился падеж животных, в четвертый было много смертей и т. п., ставя их, таким образом, в связь с движением времени. Пока не иссякнет (не излучится) это, общее для всего мира количество энергии-времени, будет длиться и жизнь.

Таким образом, бытие мира представлялось творцам Кодекса как освобождение, «рождение» времени (которое есть живая энергия) из лона и плена материи, потому она и разрушает свои оковы (вещество), стремясь к свободе (родиться). И этот процесс неостановим. Время же, освободившись, обратно не возвращается (как и свет, и как ребенок не возвращается в лоно матери). Поэтому истинно свободными людьми считались святые, люди света, которых могли похоронить вне кладбища, в отдельной гробнице; но также вне его хоронили и преступников, отлученных от общества, без надгробного камня, полагая, что их ждет иная участь - будучи частью тьмы, они уйдут после смерти во тьму.

Можно сделать из рассмотренного еще один вывод: поскольку время заключено и в человеке и в нем осознает себя и свое стремление к свободе, то человеческое Я, его дух, есть не что иное, как «частица» времени; время же - это «часть» Вечности в соединении и смешении с материей (связанная ею, вынашиваемая ею энергия идеи-мысли-слова-света). Поскольку время есть энергия (а потому - живое), то оно должно пульсировать.

Стоит сказать о двух очень интересных текстах. Один из них - легенда о юноше, который верхом на коне погнал быка на водопой. Они случайно упали в реку и очутились на другом берегу, как оказалось, -в ином мире (ином измерении) и прожили там три года, причем все переменили свой пол. Трижды отелилась корова, трижды ожеребилась кобыла, и женщина, выйдя там замуж, родила трех детей. Потом, так же случайно, они снова оказались на прежнем берегу реки, упали в воду и очутились в этом мире, где прошло всего несколько часов.

Во втором тексте (из эпоса) нарты отправляют ныряльщика искать утонувшего в озере пастуха. Ныряльщик оказывается в ином мире, проплыв через глубокую воронку, соединяющую подводное царство с этим миром, находит благополучно живущего там пастуха, и возвращается обратно. Там прошло сорок лет, здесь - только сорок дней. Откуда появилось представление о разной скорости течения времени в разных пространствах, сказать трудно. Возможно, это сохранившееся описание шаманского путешествия в поисках души больного (или погибшего) человека. Или один из реликтов знаний и представлений, сохранившихся от предыдущей цивилизации.

ОГОНЬ (как процесс, а не состояние вещества) соответствует, в таком случае, состоянию ВРЕМЕНИ И ЖИЗНИ (испытанию). Неслучайно он всегда считался ее символом и неслучайно использовался в обрядах испытания. Огонь есть знак присутствия жизни в веществе, и среднее среди стихий. С одной стороны - земля, вода, воздух, с другой свободные энергии: эфир (долай), свет (жарыкъ), сияние, небесный свет (нюр, тейри жарыкъ). Поэтому огонь как середина есть место выбора, сомнений. Все, что прошло через огонь, считалось чистым, как и человек, честно проживший жизнь, честно преодолевший все ее испытания (огонь), во всех религиях считается достойным войти в Царство Бога. Огонь -граница, грань, он отделяет то, что подлежит вечной жизни, от того, что подлежит уничтожению, как и в иерархии стихий он предшествует свету (земля, вода, воздух, огонь; поэтому в нашем «горящем» мире властвует процесс распада); в иерархии человеческих каст эфир, свет и сияние соответствуют праведникам, святым царям и пророкам. По этим, видимо, причинам, наиболее часто употребляемое в значении «душа» слово жан означает также и «жизнь», и «гореть». Птицы живут в воздухе, рыбы -в воде. Человек - житель огня, жреческой стихии (см. ниже).

Просмотров: 645 | Теги: 6. Время

Всего комментариев: 0
avatar