Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Адамны жаны — санына бала.
Санынг сау болса, Жюрегинг тау болур. Санынг сюйген - суу бла сапын. Жан талпынмай, — сан тепмез. Жан да сыйлы, сан да сыйлы. Адамны саны жети затдан къуральш: Сюек, кемирчек, сингир, эт, тери, чач, тангкы. Душа человека для его плоти — дитя. Если тело твое будет здорово, Душа твоя будет подобна горе. Вода и мыло — то, что любо телу. Пока дух не устремится, плоть не двинется. Душа свята, но свято и тело. Плоть человека — из семи (элементов): Кость, хрящ, жилы, мясо, кожа, волосы, плева. По тому огромному и величественному духовному наследию, которое досталось современным карачаево-балкарцам от их предков, можно судить о чрезвычайной интенсивности их духовной деятельности, процесса познания и самопознания. Напряженно всматриваясь и в себя, и в окружающий мир, они оставили нам ценность непреходящего значения - Кодекс. И в нем найденное, открытое повторяется, детализируется, уточняется, определяется снова, другими словами, другими образами. Здесь мы и видим, что душа человека уподобляется не гостю плоти, а ее ребенку, но этот ребенок больше и важнее своей матери (как на некоторых старинных иконах младенец Иисус изображен более крупным, чем Пресвятая Дева Мария), потому что наделен высшими силами и способностями. Но он и сострадает этой плоти, когда ей больно. И человек обязан заботиться о своем теле, точно так же, как, например, о своем коне, поскольку в земной жизни от состояния тела во многом зависит состояние душевное. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 592
|
|
Всего комментариев: 0 | |