Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
3. At сайлагъан - выбор коня
Тай асырамагъан атха минмез.
Тай ат болгъунчу, Иеси къарт болур. Тай излесенг, Уллу атны къатында жатхан тайны сайла. Юч жылы жетгинчи, Ат кезиуюне келмез. Чагъыдыйны махтап ал, Алашагъа сылтау сал. Атны туягъы иги болса, Къалгъаны аман болмаз. Басар таугъа ёрлеме, Арыкъ атны жерлеме. Бий атындан белгили. Кто жеребенка не растит, на коня не сядет. Пока жеребенок станет конем, Его хозяин станет собакой (измучается). Когда выбираешь жеребенка, Выбери лежащего рядом с крупной лошадью. Пока коню не исполнится три года, Он своей поры не достигнет. Чагдыя (порода коней) купи, расхвалив, В мерине найди изъян (чтобы не купить), Если копыта коня хороши, И все остальное не будет хуже. Не влезай на гору, готовую рухнуть, Не седлай истощенного коня. Князя видно по его коню. Конечно, настоящего боевого коня вырастить было трудно, он требовал особой выучки. Жеребенка, предназначенного для такой роли, холил сам владелец, он был любимцем всей семьи. Примет, по которым выбирали жеребенка или коня, очень много, но нет смысла помещать их здесь, это относится к другой области народного опыта. Высоко ценились кони, судя по названию (чагъдый, чагъдап), среднеазиатского происхождения (чагатайские, т.е. ахалтекинские). Ездить на тощей лошади было зазорно, это говорило о недопустимо небрежном отношении к ней. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 599
|
|
Всего комментариев: 0 | |