Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Сауут-сабанг — санынг кибик,
Миннген атынг — жанынг кибик. Эр къанаты ат болур. Атны башына къамичи тиймез. Атны къатына баргъан сыртын сылар. Тонунга тёшек деме, Атынга эшек деме. Ёгюз — жекгенники, Ат - миннгенники. Атны къулагъын бузсанг, Атдан санга хайыр жокъ. Оружие — как часть твоего тела, Конь — как часть твоей души. Крылья мужчины — конь. Головы коня плеть не коснется. Подходишь к коню — погладь его. Не называй свою бурку подстилкой, Не называй своего коня ослом. Вол принадлежит тому, кто его запрягает, Конь — тому, кто на него садится. Если повредишь ухо коню, От коня тебе проку не будет. Конь - священное животное тюрков. Судя по всему, и честь его приручения принадлежит им - ведь никто, кроме них не использовал ни кобыльего молока, ни конину, ни блюда из нее, ни в каких других древних эпосах коню не отводится столь почетное место, нет в других языках и такой древней, обширной коневодческой терминологии, как в тюркских. В карачаево-балкарском эпосе «Нарты», например, воспеванию коня отводится больше места, чем многим героям. Прародителем богатырей-нартов является бог-кузнец, одно из олицетворений солнца -Золотой Дебет, в образе которого отчетливо сохранились черты древнего покровителя-коня. То же самое в сказках, историко-героических песнях, пословицах, поговорках и т. д. (см. нашу работу «Карачаево-балкарский героический эпос». М., 2004). Конечно, каждый уздень должен был любить, беречь, холить своего боевого товарища - коня. От него и его качеств часто зависела сама жизнь воина, хорошие кони - одно из важнейших условий победы. И Кодекс не устает воздавать честь этому прекрасному животному, именуя его частью души владельца. Неслучайно имя в сознании народа было прямо связано с душой, а в карачаево-балкарском слова «имя» и «конь» совершенно идентичны - am (о причине - ниже). Поэтому конь - это существо, требующее особого отношения. Его нельзя было дарить, на него никто, кроме хозяина, не садился, коня давали другому человеку только в случае острой нужды. Его нельзя даже оскорбить словом, назвав ослом. Бить коня по голове категорически воспрещалось: увидев подобное, обычно сдержанные, степенные старики, как говорят, буквально приходили в ярость - конь был связан с солнцем, зримым образом Тейри. Образ тотема-коня превратился позже в образ солнечного божества Золотого Дебета, прародителя нартского народа (ат - «конь», ата - «отец», в контексте - «предок»). Череп коня в обряде вызывания дождя символизировал солнце - его опускали на веревочке в реку («дождевые тучи»). Не последнюю роль в таком отождествлении сыграл и язык. Танг атды означает «рассвет наступил», но при переносе ударения во втором слове на второй слог смысл будет совсем иным - «рассвет (т. е. свет, солнце) - это конь». Потому же нельзя было повредить и ухо коня - конь после этого считался порченым, на него уже не садились. Обычное присловье: Атны башы - кюндю - «Голова коня - солнце». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 695
|
|
Всего комментариев: 0 | |