Четверг, 25.04.2024, 00:15

Карачаевцы и балкарцы

Бир кюн нёгер болсанг, минг кюнню салам бер.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

3. At сайлагъан - выбор коня
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

X.Къазауат - битва
Тай асырамагъан атха минмез.
Тай ат болгъунчу,
Иеси къарт болур.
Тай излесенг,
Уллу атны къатында жатхан тайны сайла.
Юч жылы жетгинчи,
Ат кезиуюне келмез.
Чагъыдыйны махтап ал,
Алашагъа сылтау сал.
Атны туягъы иги болса,
Къалгъаны аман болмаз.
Басар таугъа ёрлеме,
Арыкъ атны жерлеме.
Бий атындан белгили.

Кто жеребенка не растит, на коня не сядет.
Пока жеребенок станет конем,
Его хозяин станет собакой (измучается).
Когда выбираешь жеребенка,
Выбери лежащего рядом с крупной лошадью.
Пока коню не исполнится три года,
Он своей поры не достигнет.
Чагдыя (порода коней) купи, расхвалив,
В мерине найди изъян (чтобы не купить),
Если копыта коня хороши,
И все остальное не будет хуже.
Не влезай на гору, готовую рухнуть,
Не седлай истощенного коня.
Князя видно по его коню.

Конечно, настоящего боевого коня вырастить было трудно, он требовал особой выучки. Жеребенка, предназначенного для такой роли, холил сам владелец, он был любимцем всей семьи. Примет, по которым выбирали жеребенка или коня, очень много, но нет смысла помещать их здесь, это относится к другой области народного опыта. Высоко ценились кони, судя по названию (чагъдый, чагъдап), среднеазиатского происхождения (чагатайские, т.е. ахалтекинские). Ездить на тощей лошади было зазорно, это говорило о недопустимо небрежном отношении к ней.

Просмотров: 548 | Теги: 3. At сайлагъан - выбор коня

Всего комментариев: 0
avatar