Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Акъыллыдан туугъан телиге те ли деме,
Телиден туугъан акъыллыгъа акъыллы деме. Къан чыкъды — жан чыкъды. Къан бла ккртек жав. бла мьигъар. Къан айтханны жан айтыр. Къан болмаса, жан болмаз. Къаны бузукъ - саны бузукъ. Тукъум бир да, жазыу башха - Биреу алгъышлы, биреу къаргъыш лы. Глупого сына умного не считай глупцом, Умного сына глупца не считай умным. Кровь истекла — душа истекла. Что впиталось с кровью, выйдет с дугшта. Что говорит кровь, то говорит душа. Не было бы крови — не было бы и души. Испорчена кровь — испорчена и плоть. Род один, да судьба разная — Один благословен, другой проклят. Карачаево-балкарцы не отождествляли кровь и душу (кровь истекла -душа истекла), просто одно связано с другим (поэтому о них часто говорится в паре - жаны-къаны). Кровь считали материальной носительницей души, вместе с которой потомкам передавались и лучшие качества, и грехи потомков. Т.е. кровь это нечто аналогичное наследству, оставленному предками. Богатство благодеяний копится именно в ней. Первое утверждение как раз и говорит об этом - сын глупого человека может только казаться умным, как и сын умного может показаться глупцом. Но в Кодексе есть и противоположное мнение (см. выше). В Кодексе четко выражено убеждение в том, что наследственность диктует человеку очень многое, как выражено и сомнение в возможности «исправить» его (человека). Переделать себя может только он сам - если Бог дарует ему такое желание и такую силу. Вследствие грехов, накопленных и неискупленных предками, их потомки становятся все хуже и хуже, в роду появляются калеки, сумасшедшие, преступники и т. д., род вырождается - таков народный взгляд на этот процесс. Но почему дети одних и тех же родителей имеют такую разную судьбу - одни вырастают здоровыми душевно, трудолюбивыми и достойными людьми, а кто-то из них - пропащим? Почему человечество до сих пор не выродилось полностью? Дело в том, что, по народным представлениям, дети наследуют от родителей и предков разные черты характера - кто лучшие, кто и хорошие и плохие, а кто-то - и вовсе все плохое (см. последний афоризм). И грехи (долги) предков благодетельная судьба распределяет среди потомков не поровну, а большую часть перекладывает на одного, за счет которого спасаются остальные. Кто-то, поневоле, несет в себе, как проклятье, этот тяжкий груз. (Об этом говорит и премудрая русская поговорка: «В семье не без урода».) Наследственные грехи, как считается, искупаются только через семь поколений (или приводят к гибели рода). Отсюда проклятье: Жети атанга налат! -«Пусть будут прокляты семь твоих предков!» (пресечением рода). Признаком же такого пресечения (мужской линии) считалось рождение в роду сухорукого мальчика. Слово къан, возможно, происходит от древнего къанг, нам - «река, жидкость, влага». Поскольку чистота в смысле гигиены и душевной, и физической, считалась в народе непременным условием спасения человека и вообще категорическим требованием к нему, его сознание воспринимало всякую смесь как загрязнение. В нартском эпосе, например, однозначно говорится, что нарты (предки) считали себя народом с чистейшей кровью {таза къан), поскольку были сотворены Богом из кусочка его сердца, по его образу и подобию. Поэтому в эпосе утверждается исходящее от самого Тейри (повторено затем прародителем нартов, богом кузнечного дела Золотым Дебетом) категорическое требование не смешиваться с другими племенами. Запрет был нарушен, и в среде честных, мужественных, прямодушных нартов, вместе с их потомками от смешанных браков, явилось зло - тщеславие, жадность, раздоры и т. п. Считалось, что обиталищем пороков в человеке является печень (бауур). Нартов же Тейри сотворил без этого органа, печень появилась в их телах позже. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 607
|
|
Всего комментариев: 0 | |