Вторник, 23.04.2024, 17:05

Карачаевцы и балкарцы

Иги урлукъдан иги битим.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

1. Жан - душа
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

III.Адам - человек
Жукъламагъан уянмайды,
Туумагъан ёлмейди.
Кёлюнг таза болса,
Сёзюнг маза болур.
Жан дегенинг — бир тылпыу.
Мал ашаудан тоймаз,
Жан жашаудан тоймаз.
Адам - дуниягъа къонакъ,
Жаны — санына къонакъ.
Сан талмаса, жан талмаз.
Жанны жети кючю бар.
(Тин, ал, къут, кёл, бус, ах, жан.)

Что не спит, то не пробуждается,
Что не рождается, то не умирает.
Если душа твоя будет чиста,
В слове твоем будет сила.
Душа — всего лишь один выдох.
Скот не пресытится кормом,
Душа не пресытится жизнью.
Человек — гость мира,
Его дух — гость его тела.
Утомляется плоть, но не дух.
У души семь сил (качеств).
(Тин, ал, кут, кёл, бус (мус), ах, жан.)

Третий раздел Кодекса посвящен человеку. Открывает его речение, в котором подчеркивается одно из главных различий живого и неживого. И заключается оно в том, что мертвое не рождается, поэтому и не умирает. Жизнь - череда рождений, мерцание духа.

Кодекс рассматривает человека как очень сложно устроенное существо, обладающее различными качествами и многообразно себя проявляющее. И первое требование, предъявляемое к душе, - быть чистой от пороков, которые уподобляются физической грязи и делают человека слабым перед лицом предстоящих испытаний. Слово человека с грязной душой не имеет в себе силы, поскольку состоит из лжи, оно только звук. Но что есть сама душа? Если представлять ее чисто физически, она подобна одному выдоху. Душа, будучи самой жизнью, привязана к земному существованию, но обречена с ней расстаться. Дать ей удовлетворение жизнь не может. Человек подобен гостю этого мира, а его дух -лишь в гостях у своего же тела, которое ему, конечно, прислуживает. Но вечно быть в гостях нельзя.

Представление о семи ипостасях души, ее энергетических центрах было описано выше. Следует отметить странное наличие двух терминов ах, бус у в том же значении «душа», у древних египтян.

Дух един и неделим, нематериален, поскольку является «частицей» Бога, заключенной в человеке. Но душа - это уже множественность, поскольку есть его отражение, диалог духа и плоти. Живых существ (тварных, душ) насчитывали семь видов: хансла («травы»), терек-чырпыла («деревья и кустарники»), къурт-къумурсхала («черви, жуки, насекомые»), чабакъла («рыбы»), малла («дикие и домашние травоядные»), жаныуарла («хищники»), къанатлыла («пернатые»). Это то, что находится между неживой природой и человеком. Человек есть дух, поэтому только к нему (а также к ангелам и бесам) в карачаево-балкарском языке относится местоимение «кто» (ким), все остальное - «что» (не).

Просмотров: 744 | Теги: 1. Жан - душа

Всего комментариев: 0
avatar