Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Жукъламагъан уянмайды,
Туумагъан ёлмейди. Кёлюнг таза болса, Сёзюнг маза болур. Жан дегенинг — бир тылпыу. Мал ашаудан тоймаз, Жан жашаудан тоймаз. Адам - дуниягъа къонакъ, Жаны — санына къонакъ. Сан талмаса, жан талмаз. Жанны жети кючю бар. (Тин, ал, къут, кёл, бус, ах, жан.) Что не спит, то не пробуждается, Что не рождается, то не умирает. Если душа твоя будет чиста, В слове твоем будет сила. Душа — всего лишь один выдох. Скот не пресытится кормом, Душа не пресытится жизнью. Человек — гость мира, Его дух — гость его тела. Утомляется плоть, но не дух. У души семь сил (качеств). (Тин, ал, кут, кёл, бус (мус), ах, жан.) Третий раздел Кодекса посвящен человеку. Открывает его речение, в котором подчеркивается одно из главных различий живого и неживого. И заключается оно в том, что мертвое не рождается, поэтому и не умирает. Жизнь - череда рождений, мерцание духа. Кодекс рассматривает человека как очень сложно устроенное существо, обладающее различными качествами и многообразно себя проявляющее. И первое требование, предъявляемое к душе, - быть чистой от пороков, которые уподобляются физической грязи и делают человека слабым перед лицом предстоящих испытаний. Слово человека с грязной душой не имеет в себе силы, поскольку состоит из лжи, оно только звук. Но что есть сама душа? Если представлять ее чисто физически, она подобна одному выдоху. Душа, будучи самой жизнью, привязана к земному существованию, но обречена с ней расстаться. Дать ей удовлетворение жизнь не может. Человек подобен гостю этого мира, а его дух -лишь в гостях у своего же тела, которое ему, конечно, прислуживает. Но вечно быть в гостях нельзя. Представление о семи ипостасях души, ее энергетических центрах было описано выше. Следует отметить странное наличие двух терминов ах, бус у в том же значении «душа», у древних египтян. Дух един и неделим, нематериален, поскольку является «частицей» Бога, заключенной в человеке. Но душа - это уже множественность, поскольку есть его отражение, диалог духа и плоти. Живых существ (тварных, душ) насчитывали семь видов: хансла («травы»), терек-чырпыла («деревья и кустарники»), къурт-къумурсхала («черви, жуки, насекомые»), чабакъла («рыбы»), малла («дикие и домашние травоядные»), жаныуарла («хищники»), къанатлыла («пернатые»). Это то, что находится между неживой природой и человеком. Человек есть дух, поэтому только к нему (а также к ангелам и бесам) в карачаево-балкарском языке относится местоимение «кто» (ким), все остальное - «что» (не). Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 804
|
|
Всего комментариев: 0 | |