Четверг, 25.04.2024, 15:15

Карачаевцы и балкарцы

Билимни тюбю джокъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

19. ЗАман - время
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

II. Дуния - мир
Заман деген — от кибик,
Темир ашагъан тот кибик.
Адамны (керти) мюлкю — ууахты.
Заман — адамгъа кёре,
Адам — заманнга кёре.
Аллах адамны сынамаса,
Заманын бёлмез эди.
Амал тауусулгъунчу,
Заман тауусулмаз.
Дуния тохтамаз,
Заман къайтмаз.
Ахырзаман жууукъ болса,
Къартла жумушчу болурла.
Заманын аямагъан
Болмазлыкъны болдурур.

Время подобно огню,
Или рже, съедающей железо.
Истинная собственность человека -срок (жизни).
Каковы люди — таково время,
Каково время — таковы люди.
Если бы Аллах не испытывал человека,
Он не ограничил бы срок его жизни.
Пока все средства (жизни) не иссякнут,
Не иссякнет и время.
Мир не остановится,
Время не вернется.
Когда светопреставление приблизится,
Старцы будут в услужении.
Кто не пожалеет времени,
Тот воплотит и невозможное.

Как уже говорилось выше, время рассматривается как вечность, вошедшая в материю, что представляет собой аналогию человеческой души и тела (душа человека - это «частица» времени). Время (энергия) -душа материальной вселенной, и им суждено разъединение, а потому оно разъедает материю, как ржа (огонь) ест железо и как душа изнашивает тело. По той же причине время невозвратимо.

Окончание одного из периодов процесса разъединения материи и духа есть конец света, светопреставление. Признаком его (в обществе) будут всяческие аномалии в устроении общества, в образе мышления и поведении людей - один из примеров (их много) гласит, что не молодые будут прислуживать старцам, а старцы молодым, иными словами, старость будет унижена. Другие афоризмы такого рода говорят, что править в эти последние времена будут не лучшие, а худшие. Одним словом, грандиозной физической катастрофе, перевороту мира, будут предшествовать перевороты в обществе. Таково пророчество, оставленное нам предками.

Последнее речение говорит о том, что человек не должен скупиться и стараться сохранить отпущенное ему время, - это невозможно. Он не знает, сколько ему отпущено, и не может остановить его течение. Поэтому время нужно тратить - на большие и добрые цели, и даже на то, что кажется невозможным. Больше делает тот, кто больше дает.

Время, соответственно семи стихиям и семи силам души человека, являясь представителем Духа в материи, имеет семь названий: заман «время, эпоха», ёмюр «век», чакъ «период», кезиу «черед», болжал «срок», кем «небольшой период», ууахты «пора».

Для измерения небольших периодов времени карачаево-балкарцы, как и многие другие народы, использовали 12-летний животный цикл. Нынешний цикл начался в 1996 году:

1.1996 - Чычхан жыл (год Мыши).
2.1997 - Сыйыр жыл (год Коровы).
3.1998 - Къаплан жыл (год Барса).
4.1999 - Къоян жыл (год Зайца).
5.2000 - Балыкъ жыл (год Рыбы).
6.2001 - Жилян жыл (год Змеи).
7.2002 - Жылкъы (am) жыл (год Коня).
8.2003 - Къоп жыл (год Овцы).
9.2004 - Маймул жыл (год Обезьяны).
10.2005 - Къуш жыл (год Орла).
11.2006 - Ит жыл (год Собаки).
12.2007 - Тонгуз жыл (год Свиньи).

Слово заман «время» считается арабским. Интересно, что в обратном чтении оно дает слово «намаз «молитва». Другое слово для обозначения времени, чакъ «период, эпоха», имеет еще два значения -«цвести»; «вспыхивать» (время подобно огню...).

У времени три измерения - келлик заман «грядущее», бу заман, шёндюгю заман «настоящее», озгъан заман, буруннгу заман «прошлое». Язык свидетельствует о том, что в древности время мыслилось как непрерывный поток, в котором его начало, т. е. прошедшее, представлялось находящимся впереди, отсюда и его название - буруннгу букв. «носовое, переднее». Предки - это те, кого река времени унесла далеко вперед, а потомки только следуют за ними, поколение за поколением входя в ее волны. Древние - буруннгулула «передние».

Прошлое в языке и воззрениях карачаево-балкарцев делится на периоды разной продолжительности, первые - неопределенной, последующие отмечены датами, имеют свои названия. Одно из них было отмечено литературоведом Т. Ш. Биттировой. Время от революции 1917 года до начала национальной катастрофы (1943-1944 гг., выселение в Среднюю Азию и Казахстан) карачаево-балкарцы называют дуния бузулгъан заман - «время разрушения мира».

Периоды эти следующие:

1.Дуния жаратылгъан заман «время сотворения мира».

2.Нартла заманы «время нартов», (эпических богатырей, в сказаниях о которых карачаево-балкарцы видят поэтическую историю своих предков).

3.Эски заман «старое время» - период между «временем нартов» и вхождением Балкарии и Карачая в состав России (1827-1828 гг.) или установлением власти царской администрации на Кавказе (середина XIX века).

4.Николай заман букв, «николаевское время» - от середины XIX века до революции 1917 года. Причина появления такого именования понятна - карачаево-балкарцы вошли в состав России при Николае I a при Николае II началась другая эпоха.

5.Дуния бузулгъан заман и «время разрушения мира» - от 1917 года до 1944.

6.Сюргюн, кёчгюнчюлюк «изгнание, выселение» - от 1943 года до конца 50-х годов XX в.

7.Шёндюгю заман, бу заман «нынешнее время», «это время» - современность.

Сам человек тоже имеет семь основных возрастов:

1. Сабий - ребенок, малыш.

2.Жаш сабий, кыз сабий - мальчик и девочка, подростки (до 16 лет) - по достижении этого возраста юноши получали взрослое имя, коня и оружие.

3.Жетген жаш, жетген къыз - зрелые девушка и юноша (до 24- 25 лет).

4.Эр киши, тиширыу - мужчина и женщина.

5.Жылы жетген - пожилой человек, начинающий стареть.

6.Къарт - старый человек.

7.Гым-гым къарт - дряхлый старик.

Внутри этих (основных) возрастов были еще и другие, более мелкие деления, например, къагъанакъ - «грудной младенец» и т.д.

Просмотров: 1025 | Теги: 19. ЗАман - время

Всего комментариев: 0
avatar