Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
20. Ырысла, ийнаныула - запреты, поверья
Жарамайды:
ёлгенлени санаргъа; ёретинлей ашаргъа; ётмекге бичакъны чанчып къояргъа; мирзеуню, ашны аякъ бла басаргъа. Къумурсха тёбени къозгъасанг, Кюн а май этер. Терек ёсдюрген адам ёсдюрген кибикди. Терек — экашаугъа къалауур. Тюпсюз кёлню жокълама, Къара сууну бокълама. Кир отунну отха салма. Нельзя: считать умерших; есть стоя; воткнуть в каравай нож и оставить его там; наступать на зерно, пищевые продукты. Разворошишь муравьиную кучу - Испортится погода. Растить дерево - словн растить человека. Дерево — охранник жизни. Не ныряй в бездонное озеро, Не мути чистую воду. Грязное полено в огонь не клади. Различных запретов, объясняемых теми или иными причинами, или вовсе необъяснимых, зафиксировано очень много, и помещать их все нет нужды. Так или иначе, многие из этих запретов уже тогда служили сохранению окружающей среды. Причина того, что дерево (терек) названо охранником жизни, вероятно, кроется все в той же народной этимологии: тополь, прямое, ровное дерево, стоящее «навытяжку», как часовой, называется акътерек «белое дерево», в нем присутствует слово акъ, ах - название одной из сил души (ах), и появляется объяснение («дерево души, жизни»). Одна из разновидностей тополя именуется бусакъ, по методу народной этимологии разлагаемое набг/с «душа, жизнь» и сакъ «охранять, хранить». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 668
|
|
Всего комментариев: 0 | |