Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Оюннга да ой керек,
Андан сора бой керек. Биреу атышып хорлар, Биреу айтышып хорлар. Оюн оюн болса да, Боюннга ургъан оюн тюйюлдю. Атынгы ёчге салма, Къарынынг бла ёч алма. Ёч алмадым деп жарсыма, Кёл салмадым деп жарсы. Ёреликге эр юйретир, Нёгерликге нёр юйретир. Кюле-кюле, сёз чыгъар, Ойнай-ойнай, кёз чыгъар. Тутушханынг атанг эсе да — жыкъ. Таулу жашны — тогъуз нёрю. Ёч алгъаннга ёч жетмез. (Сабийлеге, тиширыулагъа берирге керекди.) Для игры нужен ум, А потом уже рост. Кто-то побеждает в стрельбе, Кто-то в острословии. Игра игрой, А ударить по шее — уже не игра. Не ставь на кон своего коня, Не завоевывай призы брюхом. Не горюй, что не получил приза, Горюй, что не вложил душу (всех сил). Единоборству научит герой, Товариществу — игра. Из шутки может вспыхнуть ссора, В игре можно потерять глаз. Соперника, даже если это отец, — повали. У горского юноши — девять забав. Победителю приз не достается. (Должен отдать его женщинам или детям.) Любой народ в прошлом старался разнообразить свою жизнь, избегать гнетущей монотонности повседневности. Одним из средств ее преодоления являлись игры и забавы (их было много, и эта сторона народной культуры еще ждет своего исследователя). Кроме того, игры и забавы являлись средством физического и умственного воспитания детей и подростков, в них закалялся характер, воспитывалось чувство товарищества. Поэтому играм придавалось важное значение. Но, как и во всем, здесь требовалось чувство меры, чтобы дело не закончилось увечьем или ссорой. Принципиальное требование к участнику любого состязания или игры - быть честным, выполнять все правила, что и выражено в изречении в шутливой форме: если уж вышел бороться с отцом (т. е. признал его соперником), то старайся одолеть и его. В карачаево-балкарцах, народе с мужским, воинским характером, дух состязательности был силен. Часто заключались, по рассказам стариков, пари. Но ставить на кон можно было далеко не все. Например, это совершенно исключалось в отношении верхового коня, папахи, оружия и пояса, так как они считались неотъемлемыми атрибутами человека, символами чести и достоинства. Нельзя было дорожащему своей честью мужчине заключать такие пари, как съесть ягненка или барана, выпить бочонок пива и т. п. В начале XX века и позже, до эпохи коллективизации (когда все личное оружие конфисковали), популярно было биться об заклад, кто перерубит кинжалом семь (или девять) кусков мыла, поставленных горкой, с одного удара. За мыло платил проигравший. Принять участие в состязаниях в народных видах спорта считал своим непременным долгом каждый юноша, конечно, выбирая тот вид, в котором мог добиться большего успеха: скачки (чариш), джиги-товка (am оюн), стрельба в цель (илишан атыу), рубка лозы саблей и кинжалом (чыбыкъ кесген), бой на палках (таякъ оюн, къазыкъ оюн), гулоч («клюка, клюшка», игра вроде хоккея с мячом на траве или на льду), толкание камня (къолташ), борьба (тутуш), бег (чабышхан). Как видно, большая часть этих видов спорта направлена на воспитание вполне определенных качеств, а именно воинских. Очень важно отметить отношение Кодекса к победе или к проигрышу на состязаниях. Проиграть позором не считается - но только в том случае, если участник выложился до конца, сделал для победы все, что было в его силах (вложил душу). Ведь настоящая цель заключается не в том, чтобы победить соперника, а в том, чтобы победить себя, свою слабость, малодушие. Если человек выложился весь - поражения быть не может, он победитель. Конечно, обычно состязались молодые, неженатые парни, но это нисколько не возбранялось и зрелым мужчинам, например, в игре «гулоч», в которой участники входили в такой азарт, что продолжали играть и в темноте, используя вместо тряпичного мяча, обтянутого кожей, подожженную гнилушку. Наблюдали за игрой и зрители, болельщики обеих команд, кликом «Ий-хо-хо!» поддерживая их. Очень интересным было состязание къазыкъ оюн, къазыкъ уруш «бой на шестах, на палках». Использовались палки длиной 2-2,5 метра, иногда длиннее. Рассказывают, что искусные бойцы, в случае нападения на них, могли избить или искалечить 6-7 противников. (Последний мастер, владевший секретами и приемами этого единоборства, умер в старости в селении Лашкута, лет 20 назад. - Сообщение Жангоразова Т.) К сожалению, все эти игры и состязания, как и многие другие, ныне совершенно оставлены. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 1752
|
|
Всего комментариев: 0 | |