Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Палахдан къутулгъан бар,
Налатдан къутулгъан жокъ. Халкъ налаты баш жармаз, Жармаса да, онгдурмаз. Адам налат берсе — Жюрек титирер, Халкъ налат берсе — Кёк титирер. Къанат керген — ийнанып, Налат берген — къыйналып. Жанын элге къурман этген Налатындан къутулур. Халкъ налаты жетеуленнге жетер: Мурдаргъа бла сатхычха, Артыкълыкъ этгеннге бла жалгъан даучугъа, Кюйсюз тоноучугъа бла терс оноучугъа, Зийначыгъа. Налатны — налат ташха. Есть спасшиеся от беды, Нет спасшихся от проклятия. Народное проклятие голову не разобьет, Но и житья не даст. Когда проклинает человек — Вздрагивает земля, Когда проклинает народ — Вздрагивают небеса. Крылья расправляет верящий, Проклятья насылает измученный. Тот избавляется от проклятия, Кто отдает свою жизнь за народ. Народное проклятие настигает семерых: Убийцу и предателя, Насильника и клеветника, Жестокого грабителя, неправого властителя, Развратника. Проклятого — к камню проклятия. Одной из страшных форм наказания преступников было привязывание их к позорному столбу - налат таш «камень проклятия» или къара багъана «черный столб». Он представлял собой шестигранную колонну, с отверстиями по верхней и нижней части, с продетыми через них кожаными ремешками, которыми человека, вымазав его лицо сажей, привязывали к столбу, и любой прохожий мог плюнуть в его сторону. Через несколько дней его отвязывали и он становился опозоренным (бети къара -букв, «черноликий»), отверженным (бырнак), изгоем (къысталгъан), побитым камнями извергом (ташланнган). Никто не имел права здороваться или разговаривать с ним, входить к нему в дом или впускать его в свой дом, оказывать ему помощь или принимать ее от него, есть с ним, даже выслушать, пойти на его похороны и т. д. (Интересно, что хоронили вне кладбища не только отверженных, злодеев и самоубийц, но и святых, если такова была воля народа, т. е. тех, кто признавался самыми низким и самыми высокими.) Фактически отверженный считался мертвым. Разумеется, такое вынести никому не под силу, и преступнику оставалось одно - бежать как можно дальше от родных мест. Проклятого или опозоренного (палат, б emu къара) следует отличать от отверженного (бырнак) - человека, которого обрекали на изгнание (иногда без процедуры проклятия), и от харам «нечистого». «Харамом» человек мог стать и в результате решения рода, отречения от него отца или матери, но запрет на общение с ним касался только их, хотя, разумеется, и общество в целом ему не симпатизировало. Самая тяжелая форма отвержения - ташлагъан, когда преступника еще и побивали камнями. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (08.04.2014)
|
Просмотров: 1211
|
|
Всего комментариев: 0 | |