Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Адамны кёзюнден бакъма,
Ызындан сёкме. Хыйлачы бла фитначы — Кёзбау сёзге къан уста. Не хвали человека в глаза, Не хули за глаза. У хитреца и труса Умение лицемерить — в крови. Омакъ сёзден — керти сёз (ахшы). Правдивое слово лучше красивого. Кукук — уясыз, Кёзбаучу - уятсыз. Къызбай келсе, кёзбау келир. Эки бетли — бир адетли. Эки бетли — жюз тилли. Кукушка не имеет гнезда, Лицемер — стыда. С женственным приходит лицемерие. У двуличного один нрав. Двуличный — стоязыкий. Для карачаево-балкарцев, одна из форм обмана - двуличие, лицемерие, не могло, как уже много раз говорилось выше, не представляться тяжелейшим пороком. Конечно, это не означает, что таковых нет среди них, - есть, как и везде. Мы говорим об оценке, об отношении основной массы. Можно сделать вывод, что наряду с такими негативными проявлениями человеческой природы, как жестокость, алчность и т. д., самым опасным, мерзостным для них представлялось все ложное, обманчивое, притворное. Интересно, что слово кёзбау «лицемерие» означает также «гипноз, обман зрения». Понятно, что в поисках объяснения древние мудрецы пришли к выводу, что, как и всякая неопределенность, неясность в поведении, лицемерие, двуличие есть форма маскировки и вызвана трусостью либо хитростью. Но не только. От них не укрылась связь двуличия с двуполостью (гермафродитизмом). Эту же мысль Г. Климов в одной из своих книг выразил в форме афоризма: «Человек двуличен потому, что двупол». В самом деле, если на ваших глазах некий солидный с виду мужчина сдувает со своего начальника или с какого-нибудь миллионера пушинки, можно ли назвать его поведение мужским? Льстецы, лицемеры, подхалимы мужчинами являются только внешне. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (08.04.2014)
|
Просмотров: 793
|
|
Всего комментариев: 0 | |