Четверг, 25.04.2024, 12:55

Карачаевцы и балкарцы

Адамны адамлыгъы нёгеринден танылыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

15. Налат - проклятие (отвержение)
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XV.Сёз - слово
Палахдан къутулгъан бар,
Налатдан къутулгъан жокъ.
Халкъ налаты баш жармаз,
Жармаса да, онгдурмаз.
Адам налат берсе —
Жюрек титирер,
Халкъ налат берсе —
Кёк титирер.
Къанат керген — ийнанып,
Налат берген — къыйналып.
Жанын элге къурман этген
Налатындан къутулур.
Халкъ налаты жетеуленнге жетер:
Мурдаргъа бла сатхычха,
Артыкълыкъ этгеннге бла жалгъан даучугъа,
Кюйсюз тоноучугъа бла терс оноучугъа,
Зийначыгъа.
Налатны — налат ташха.

Есть спасшиеся от беды,
Нет спасшихся от проклятия.
Народное проклятие голову не разобьет,
Но и житья не даст.
Когда проклинает человек —
Вздрагивает земля,
Когда проклинает народ —
Вздрагивают небеса.
Крылья расправляет верящий,
Проклятья насылает измученный.
Тот избавляется от проклятия,
Кто отдает свою жизнь за народ.
Народное проклятие настигает семерых:
Убийцу и предателя,
Насильника и клеветника,
Жестокого грабителя, неправого властителя,
Развратника.
Проклятого — к камню проклятия.

Одной из страшных форм наказания преступников было привязывание их к позорному столбу - налат таш «камень проклятия» или къара багъана «черный столб». Он представлял собой шестигранную колонну, с отверстиями по верхней и нижней части, с продетыми через них кожаными ремешками, которыми человека, вымазав его лицо сажей, привязывали к столбу, и любой прохожий мог плюнуть в его сторону. Через несколько дней его отвязывали и он становился опозоренным (бети къара -букв, «черноликий»), отверженным (бырнак), изгоем (къысталгъан), побитым камнями извергом (ташланнган). Никто не имел права здороваться или разговаривать с ним, входить к нему в дом или впускать его в свой дом, оказывать ему помощь или принимать ее от него, есть с ним, даже выслушать, пойти на его похороны и т. д. (Интересно, что хоронили вне кладбища не только отверженных, злодеев и самоубийц, но и святых, если такова была воля народа, т. е. тех, кто признавался самыми низким и самыми высокими.) Фактически отверженный считался мертвым. Разумеется, такое вынести никому не под силу, и преступнику оставалось одно - бежать как можно дальше от родных мест.

Проклятого или опозоренного (палат, б emu къара) следует отличать от отверженного (бырнак) - человека, которого обрекали на изгнание (иногда без процедуры проклятия), и от харам «нечистого». «Харамом» человек мог стать и в результате решения рода, отречения от него отца или матери, но запрет на общение с ним касался только их, хотя, разумеется, и общество в целом ему не симпатизировало. Самая тяжелая форма отвержения - ташлагъан, когда преступника еще и побивали камнями.

Просмотров: 1093 | Теги: 15. Налат - проклятие (отвержение)

Всего комментариев: 0
avatar