Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Жети атасын билген — таулугъа тёреди.
Атала сёзю — акъыл кёзю. Аталадан жер къалыр, Аны юсюне жыр къалыр. Буруннгулуланы ётюрюк сёзлери жокъду. Аталарын сыйламагъан Туудукъларын азман этер. Атангы этгенин унутсанг да, Айтханын унутма. Къыйынлыкъ келлик болса, Нарт-гурт къабырдан къобар. Знать предков до седьмого колена — для горца закон. Слово предков - око разума. От предков остается земля, И сверх того — песня. У древних (у предков) лживых речений нет. Кто не почитает предков, Тот внуков вырастит беспутными. Даже если забудешь деяния отца, Не забывай его слова. Когда близится беда, Нартский народ встает из могил. Одно из кардинальных положений карачаево-балкарской этики -уважение к старшим, старикам, памяти предков. К детям и старикам старались относиться бережно - первые только-только вступают в жизнь, им надо помочь, а старики уже в конце жизненного пути, они почти прошли испытание, и оставляют следующим поколениям мир, во многом созданный их усилиями. Уважение к старшим является частью того, что поддерживает лад в этом мире. Мы уже говорили, что Кодекс никогда не смотрит на личность как на некую автономную, полностью самостоятельную единицу, что отсутствие связи с людьми считается душевной болезнью. И связи не только с живыми, но и с умершими, предками. Человек в пространстве связан со всем своим окружением, а во времени он есть звено в цепи бесчисленных поколений. Почитание предков, память об их деяниях, осмысление оставленной ими мудрости являются поэтому свидетельством и залогом неразрывности всех звеньев в этой цепи. И заботиться следовало не только о живых представителях старшего поколения, но и о покойных, которые мыслятся живыми. Зафиксировано много обрядов почитания предков - это, например, ежегодные поминки по ним (чек), накануне дня весеннего равноденствия и начала карнавального праздника «Голлу ». В нартском эпосе говорится, что возле могилы погибшего в битве героя в течении 4 лет совершались жертвоприношения коней. Поминальная пища, как верили, служит покойным вечной трапезой на том свете, где предки (нарты) ежевечерне собираются на свои пиры. Но и предки, как считается, заботятся о своих потомках. Существует поверье, что святые души эпических богатырей-нартов, в образе различных животных и птиц, накануне бедствия вьются вокруг селений, криком и шумом предупреждая людей. (Конечно, это переосмысление древнего обряда встречи Нового года, когда ряженые, возможно, изображавшие тотемных героев-предков, ходили, колядуя, по дворам; это символизировало их воскресение, вместе с воскресением солнца - «нар».) Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 672
|
|
Всего комментариев: 0 | |